Скрытая запись разговоров. AudioSP — программа для скрытой записи звука с микрофона.

19.11.2020 0

Телефон с диктофоном сейчас не редкость. При общении с контрагентами, друзьями и близкими, у вас может возникнуть желание сделать аудио- или видеозапись разговора.

Насколько законно такое действие? Возможна ли запись только с использованием предназначенных для этой цели средств? Допустимы ли так называемые шпионские гаджеты, активно предлагаемые зарубежными интернет-магазинами?

Как правильно поступить, если собеседник категорически против явной записи разговора, и при виде диктофона или включенного смартфона он не хочет продолжать разговор, стоит ли при этом использовать скрытую запись?

В каких случаях журналисты могут распространять скрытую запись?

И если запись тем или иным путем получена, то как в дальнейшем ее можно использовать? Будет ли она доказательством для суда?

На все вопросы мы ответим в этой статье.

Что такое скрытая запись?

Такого понятия в законодательстве, как это часто бывает, нет. Но из словосочетания следует, что это запись, о которой один из участников разговора не знает. Скрытая запись ведется с помощью технических средств и может быть фото-, видео- и аудио. Записи в блокнот не относятся к скрытым.

Как показывает судебная практика, сначала необходимо проанализировать категорию записываемой информации, в частности, относится ли она:

  • к коммерческой тайне,
  • к персональным данным,
  • к сведениям о частной жизни.

На эти три категории сведений наложен запрет для распространения без согласия. Решение бытовых вопросов с друзьями, если не обсуждаются подробности частной жизни, телефонное предложение сотрудника банка о заключении договора таковыми не являются.

Если вы участник обсуждения, то имеете полное право зафиксировать себе аудиоинформацию для дальнейшего воспроизведения в личных целях.

Но если гражданину РФ придет мысль о записи беседы посторонних людей, то у таких действий уже будет уголовно-правовая окраска. А в случае передачи произведенной записи без согласия правообладателя третьим лицам или ее распространения в Интернете закон устанавливает административную и гражданско-правовую ответственность.

Программа для скрытой записи экрана компьютера

Принцип действия заключается в скрытом сборе информации о том, что человек делает на ПК пока вас нету. Рассмотрим ТОП3 таких приложений.

SpyGo

Бесплатная утилита, которую скачайте с официального сайта разработчика по адресу: https://spygosoft.com/. Распространяется по условно бесплатной лицензии.

В пробной версии есть ограничения на продолжительность мониторинга до 20 минут за день. Не получится отправлять отчеты на электронную почту. Возможности:

  • Слежение за нажатием клавиш;
  • Записывает все что появляется на «Рабочем столе»;
  • Сохраняет в видеоформат все происходящее на мониторе: открытие приложений, операции с файлами;
  • Контроль за открываемыми сайтами (часто посещаемые ресурсы, время нахождения);
  • Слежение за включением и выключением, подключением флешек.
  • ZD Soft Screen Recorder

    Приложение предназначено для записи информации с монитора в видеофайл. Главное преимущество— простота. Видео и звук записывается высокого качества, занимает немного места на HDD. Настройте ее так чтобы она производила запись по расписанию, следила за курсором, в скрытом режиме. Загрузите ее с официального сайта по адресу: https://www.zdsoft.com/downloads/. Установка простая. Дважды кликните по инсталляционному «exe» файлу. Появится окно приложения. Нажав на кнопку «Настройки» (шестеренка) откроется окно где определите куда, какого формата сохранять видео. Предлагается использовать три формата:

    Основные достоинства:

  • Запись полного экрана или его части;
  • Наложение видео с веб-камеры;
  • Запись игр.
  • NeoSpy

    Отличительная особенность NeoSpy — невидима для пользователя во время работы. Может спрятать присутствие при установке.

    Выберите один из двух вариантов установки: администраторский, скрытый. Возможности:

  • Записывает что отображается на «Рабочем столе»;
  • Мониторинг клавиатуры;
  • Слежение за посещенными сайтами;
  • Показывает в режиме online экран через интернет с другого ПК;
  • Скриншоты экрана, веб-камеры;
  • Контроль системных событий. Включение или выключение ПК, подключение сменных носителей.
  • Использование скрытой записи в суде

    Запись разговоров для целей дальнейшего использования в судебном процессе ─ занятие не бесполезное, но недостаточно эффективное. В декабре 2020 года Верховный Суд РФ принял аудиофиксацию в качестве доказательства.

    Следовательно, в записях смысл есть, но они должны быть получены законно, из них должны явно и однозначно следовать персонализация собеседников, дата проведения переговоров и иные факты, имеющие значение для дела. При этом обсуждение персональных данных настоятельно не рекомендуется.

    Скрытая запись с помощью спецсредств и наказание за нее

    Популярные интернет-магазины предлагают множество «шпионских гаджетов», в которых записывающее аудио- и видеоустройство замаскировано под невинную ручку, фонарик и прочие мелочи. Возможно ли скрытое получение информации с помощью таких технических средств?

    Статьей 138.1 УК РФ установлено, что уголовно наказуемыми являются незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. При этом подчеркивается, что функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома обладателя должны быть заложены в такие технические средства намеренно.

    Санкции за такие преступления разные:

  • Штраф в размере до 200 тысяч рублей.
  • Лишение свободы на срок до четырех лет.
  • Запрет занимать отдельные должности или вести определенную деятельность на срок до трех лет.
  • Совмещение второго и третьего вариантов.
  • Механизм привлечения к ответственности по данной статье достаточно прост: на таможне выявляют посылку с гаджетом, ставят ее на особый контроль, после чего заказчика ловят с поличным при получении товара на почте.

    После принятия статьи 138.1 УК РФ в 2011 году сложилась противоречивая судебная практика, наказывающая граждан уже за сам факт приобретения приборов с функцией тайного получения информации, либо доступа к ней без ведома ее обладателя. С точки зрения владельца информации и государства, такая статья в УК оправдана, но в практике ее применения есть перегибы.

    Так, в 2014 году по данной статье была осуждена жительница Воронежской области гражданка Г., купившая на одном из интернет-сайтов ручку с функцией аудио- и видеозаписи для слежки за своим мужем.

    Еще более забавный случай произошел в 2020 году в Курганской области с гражданином В., привлеченным по данной статье к ответственности за приобретение устройства слежения за собственной коровой.

    Смешно и грустно, однако, факт есть факт ─ ст. 138.1 УК РФ нуждается в доработке. А до определения окончательной позиции Закона надо руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2020 года, разрешившего приобретение соответствующих технических средств исключительно для личных целей.

    Когда журналисты могут опубликовать скрытую запись

    По общему правилу распространение скрытой записи журналистами является нарушением. Однако в соответствии со статьей 50 Закона РФ «О средствах массовой информации», в отдельных случаях СМИ могут «вывести на свет» сообщения и материалы, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки.

    Распространение информации допускается:

    1.Когда это не нарушает конституционные права и свободу человека и гражданина. Прежде всего ─ неприкосновенность частной жизни, что гарантировано Конституцией РФ, в том числе и право на изображение, которое является ее элементом.

    2. Когда нужно защитить общественные интересы и принять меры против возможной идентификации посторонних лиц. Общественный интерес ─ это не любой интерес аудитории, а то, что касается всего общества, например, угроза общественной безопасности или окружающей среде. Поэтому главному редактору СМИ, принимающему решения о публикации скрытой записи, нужно оценить наличие/отсутствие общественного интереса для того, чтобы в суде он мог обосновать правомерность публикации записей.

    3. Когда запись демонстрируется по решению суда. Здесь все понятно: если суд своим решением обяжет распространить скрытую запись, то нарушением это не будет.

    Статья 50. Скрытая запись

    1. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

    Комментируемая статья определяет условия правомерности распространения сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки или, как они называются в обиходе, съемок скрытой камерой.

    Под скрытой записью понимается осуществляемая с помощью специализированных технических устройств тайная, незаметная для окружающих, замаскированная наглядно-образная фиксация каких-либо событий, фактов, явлений, действий.

    2. Закон прямо определяет 3 ситуации: ненарушение прав и свобод человека и гражданина; необходимость распространения подобной информации в целях защиты общественных интересов; демонстрация записи по решению суда. Из смысла Закона можно также вывести четвертую ситуацию правомерности демонстрации съемок скрытой камерой: журналистами получено согласие лица, участвовавшего в съемках.

    Распространение записей скрытой камеры в обход указанных требований может повлечь уголовную, административную или дисциплинарную ответственность.

    Закон не конкретизирует, какие именно конституционные права и свободы человека и гражданина не должны быть нарушены распространением скрытых записей. Поэтому нарушением указанной нормы будет являться распространение информации, запечатленной скрытой записью, нарушающее любое из прав, установленных главой 2 Конституции, а именно: принцип равноправия и равенства всех перед законом и судом (ст. 19), право на жизнь (ст. 20), охрану достоинства личности (ст. 21), право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), неприкосновенность жилища (ст. 25), право указывать свою национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26); право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26); право свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27), свободы совести и вероисповедания (ст. 28), свободы мысли и слова (ст. 29), право на объединение (ст. 30), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), активное и пассивное избирательные права (ст. 32), право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право частной собственности (ст. ст. 35, 36), право на труд и свободу труда (ст. 37), право на социальное обеспечение (ст. 39), право на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на благоприятную окружающую среду (ст. 42), на образование (ст. 43), на свободу творчества (ст. 44), на защиту прав и свобод.

    Однако наибольшее значение при определении правомерности распространения скрытой записи имеют ст. ст. 23 и 24 Конституции РФ. Согласно им каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

    3. Ко второй правомерной ситуации относится распространение скрытой записи в целях защиты общественных интересов.

    К общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде. Подробнее об этом см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16.

    Интересным является Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23 июля 2013 г. N 33-10712/2013, в котором суд указал, что без согласия гражданина обнародование и использование его изображения, снятое скрытно, допускается в связи с тем и постольку, поскольку либо такой гражданин является публичной фигурой (политиком, занимает государственную должность, играет определенную роль в общественной жизни и т.д.) и тогда информация о нем является социально значимой; либо информация о нем так или иначе затрагивает интересы общественной и государственной безопасности (гражданин разыскивается как без вести пропавший либо в связи с совершением преступления и т.п.).

    Судам необходимо проводить разграничение между сообщением о фактах (даже весьма спорных), способным оказать положительное влияние на обсуждение в обществе вопросов, касающихся, например, исполнения своих функций должностными лицами и общественными деятелями, и сообщением подробностей частной жизни лица, не занимающегося какой-либо публичной деятельностью. В то время как в первом случае средства массовой информации выполняют общественный долг в деле информирования граждан по вопросам, представляющим общественный интерес, во втором случае такой роли они не играют.

    Также см. Апелляционное определение Московского городского суда от 14 апреля 2014 г. N 33-12285, Определение Московского городского суда от 19 сентября 2013 г. N 4г/2-9289/13.

    Анализ судебной практики показывает, что порой непросто установить баланс общественных и личных интересов при проведении скрытой записи. Необходимость защиты общественных интересов, когда речь идет о фактическом вмешательстве в личную жизнь пострадавшего лица, оценивается судами с учетом Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 и требует внимательного изучения деталей съемки.

    Большое значение имеет общественный статус человека, в отношении которого ведется скрытая запись. Однако то обстоятельство, что лицо относится к публичным лицам, само по себе не означает возможности съемки без его согласия, мотивируя это «общественными интересами» (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 28 ноября 2013 г. по делу N 11-38788).

    Хартия телерадиовещателей предлагает следующее определение общественных интересов: «Под общественными интересами в целях настоящей Хартии понимается: необходимость защиты основ конституционного строя; предотвращение угрозы безопасности государства; обнаружение преступления; защита общественного здоровья и безопасности населения; предупреждение общества от введения в заблуждение какими-либо действиями, документами или сообщениями лица или организации».

    Надо отметить, что суды используют ссылку на комментируемую статью при разрешении споров о взыскании компенсаций по требованиям Общероссийской общественной организации «Российское авторское общество» о нарушении авторских прав.

    В качестве примера приведем одно такое дело о публичном исполнении музыкальных произведений без разрешения правообладателя.

    В помещении кафе с помощью технических средств осуществлялось публичное исполнение музыкального произведения без разрешения правообладателя. Факт публичного исполнения подтвержден видеозаписью, которая велась представителем ООО «РАО» скрытно, без предупреждения персонала. Суд указал, что «указанные юридические действия по фиксации публичного исполнения совершались истцом в соответствии со статьей 14 и пунктом 5 статьи 1242 Гражданского кодекса Российской Федерации в порядке самозащиты гражданских прав и с соблюдением условий, предусмотренных статей 50 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», поскольку сбор доказательств бездоговорного публичного исполнения музыкальных произведений направлен на защиту нарушенного права на публичное исполнение, переданное в РАО в коллективное управление» (см. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 сентября 2013 г. по делу N А65-5494/2013).

    Таким образом, скрытая запись помогает выявлять факты нарушений авторских прав, доказывая факты неправомерного публичного исполнения произведений.

    В Постановлении от 6 февраля 2013 г. по похожему делу N 18АП-129/2013 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд указал, что скрытая видеозапись и составление акта контрольного прослушивания совершены сотрудниками ООО «РАО» в соответствии со ст. 14 и п. 5 ст. 1242 ГК РФ в порядке самозащиты гражданских прав и с соблюдением условий, предусмотренных ст. 50 комментируемого Закона, поскольку сбор доказательств бездоговорного публичного исполнения музыкальных произведений направлен на защиту нарушенного права на публичное исполнение, переданное в ООО «РАО» в коллективное управление. Видеокамера при проведении контрольного прослушивания использовалась не с целью визуальной фиксации факта правонарушения, а как средство качественной фиксации звука исполняемых музыкальных произведений.

    Во всех подобных случаях распространение материалов, подготовленных ООО «РАО» с использованием скрытой видеозаписи, допустимо, поскольку это необходимо для защиты общественных интересов.

    4. Дополнительным условием правомерности такой трансляции будет принятие мер, не допускающих идентификации посторонних лиц. К таким лицам относятся граждане, не участвующие в посягательстве на общественные интересы, случайные прохожие и т.д. К мерам, направленным на недопущение идентификации посторонних лиц, можно отнести компьютерную ретушь или монтаж фотографии или видеозаписи, наведение на лица черного квадрата. Закон не конкретизирует понятие «общественные интересы». Поэтому в каждом конкретном случае вопрос отнесения заснятого скрытой камерой сюжета будет решаться судом при рассмотрении дела. Думается, к сюжетам, необходимым для защиты общественных интересов, можно отнести: снятые скрытой камерой преступления или иные правонарушения, факты, угрожающие санитарно-эпидемиологической, экологической или иной безопасности населения. К общественно важной необходимо также относить и информацию, распространение которой законом запрещено ограничивать. Так, Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает ограничивать доступ к:

    — нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

    — информации о состоянии окружающей среды;

    — информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

    — информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

    — иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

    По решению суда демонстрация (просмотр) скрытой записи может проводиться в рамках судебного заседания для ознакомления с ней суда и участвующих в деле лиц.