Мария Гамильтон: что случилось с любовницей Петра I — lk-rt-ru.ru

12.09.2021 0

Фото: Павел Сведомский. «Мария Гамильтон перед казнью»

Император, как считают историки, особых чувств к Марии Гамильтон не питал. Между ними была только физическая близость, да и та быстро сошла на нет. Петр охладел к Гамильтон, и женщина и соблазнила денщика царя Ивана Орлова. Вот тогда и началась история, которая привела Гамильтон на эшафот.

Мария Даниловна Гамильтон (на русский манер – Гамонтова) происходила из знатного шотландского рода, один из представителей которого перебрался в Россию еще при Иване Грозном. Поэтому Мария вполне могла рассчитывать на удачный брак и беспечную жизнь. Однако судьба распорядилась иначе. Известно, что девушка появилась при дворе Петра I в 1713 году в качестве фрейлины Екатерины Алексеевны, жены русского царя. Почти сразу она стала любовницей Петра. И это неудивительно: говорят, Мария Даниловна отличалась необыкновенной красотой. Она блистала на придворных ассамблеях, привлекая толпы поклонников. В их числе был и царский денщик Иван Орлов. Чем больше Гамильтон чувствовала охлаждение со стороны Петра, тем больше сближалась с Орловым.

Некоторые историки считают, что Мария Гамильтон пыталась вернуть Петра I в свою постель, другие уверены в том, что она была любовницей царя исключительно по принуждению и по-настоящему любила только Ивана Орлова. В качестве доказательства последнего утверждения чаще всего приводится тот факт, что Гамильтон неоднократно воровала у императорской жены денежные средства и ювелирные украшения для того, чтобы с помощью дорогих подарков снова привлечь к себе внимание Орлова. Как бы то ни было, сам Орлов, судя по всему, никаких чувств к Марии Даниловне не испытывал. Известно, что он не только регулярно поднимал на нее руку, но и предавался интимным утехам с другими женщинами. В частности, он изменял Гамильтон с Авдотьей Чернышевой, еще одной любовницей Петра.

Так или иначе, но эта скверная амурная история не могла закончиться ничем хорошим. В 1717 году с царем приключилась неприятность, которая привела к тому, что Мария Гамильтон была казнена. Согласно одной из самых распространенных версий, в один прекрасный день Петр I обнаружил пропажу неких секретных документов, в чем тут же заподозрил Ивана Орлова. Впрочем, историк М. И. Семевский, который изучал подлинное судебное дело Гамильтон, утверждал, что началось все с того, что Мария Даниловна, желая избавиться от соперницы, Авдотьи Чернышевой, пустила о ней нелепый слух. Гамильтон солгала, что Чернышева в разговоре с Орловым говорила о том, что императрица ест воск. Когда сплетни достигли ушей Екатерины, денщик решил покаяться во всем. Как бы то ни было, испуганный Орлов предстал перед царем и поведал «заодно» даже о том, о чем Петр и не подозревал. Денщик сообщил, что он вот уже не первый год состоит в интимной связи с Марией Гамильтон. Более того, Орлов вспомнил и о мертвых младенцах, которых за это время якобы родила Гамильтон. Правитель заинтересовался этими показаниями не из ревности. Незадолго до признания денщика в дворцовой выгребной яме был найден труп младенца. Поэтому неудивительно, что Петр тут же приказал начать расследование.

Оказалось, что Мария Гамильтон находилась в положении трижды. Две первые беременности женщине удалось прервать с помощью средств, которые она брала у придворных лекарей «от запору». А вот в третий раз Гамильтон все же родила ребенка. По словам горничной, Катерины Екимовны Терповской, Мария Даниловна некоторое время притворялась больной, однако 15 ноября 1717 года она слегла и приказала запереть двери в свои покои. Терповская свидетельствовала, что в тот день Гамильтон благополучно разрешилась малышом, но тут же его сама и убила. После этого Мария хладнокровно велела супругу горничной, конюху Василию Семенову избавиться от тела. Однако в судьбе Гамильтон сыграли роль не только свидетельские показания, но и улики. Например, при обыске комнат, которые она занимала, были найдены «алмазные и протчие вещи Ее Величества».

Оба, и Мария Гамильтон, и Иван Орлов, были заключены в только что построенную Петропавловскую крепость. Во время допросов Гамильтон подвергалась жестоким пыткам и призналась во всем. Однако своего любовника Орлова Мария Даниловна в обиду не дала, заявив, что тот ничего не знал. Якобы она говорила денщику царя, что младенцы уже появлялись на свет мертвыми, а уж воровство у императрицы и вовсе от него скрывала. Тем самым Гамильтон спасла Орлову жизнь, так как в приговоре значилось: «Ивана Орлова свободить, понеже он о том, что девка Мария Гамонтова была от него брюхата и вышеписанное душегубство детям своим чинила, и как алмазные вещи и золотые крала не ведал». Сам же Мария Гамильтон была приговорена к смертной казни. В марте 1719 года ей отрубили голову на Троицкой площади Петербурга.

Примечательно поведение Петра I, присутствовавшего на казни. Немецкий и французский историк Жан-Бенуа Шерер писал, что Петр поднял отрубленную голову Марии Гамильтон и принялся проводить с ее помощью своеобразный урок анатомии, указывая на «затронутые топором органы и настаивая на рассечении позвоночника». После этого царь поцеловал голову любовницы и, перекрестившись, удалился.