Прекрасная и печальная судьба Людвига ван Бетховена — lk-rt-ru.ru

16.12.2021 0

Имя этого композитора, думаю, знают все. Даже неискушённые в классической музыке назовут его «Лунную сонату», а многие и «К Элизе». В наше время никто не станет оспаривать тот факт, что Бетховен является одним из самых величайших композиторов мира.

Но при его жизни многие современники не были в восторге от его музыки, она и изумляла и пугала.

Фамилия у композитора не совсем немецкая, так как его предки происходили из Фландрии. В хрониках фламандских городов начиная с XIII века, эта фамилия писалась, то как Пиетхофен, то как Бетхоф и позднее, как Бетховен. Интересно, что приставка «ван» не имеет отношения к дворянскому званию. А обозначает она на нижнефранконском диалекте нидерландского языка, по словам исследователей то, что предки Бетховена, скорее всего, выходцы из местности Бетуве – Betuwe, герцогства, ныне провинции Гельдерланд – Gelderland, находящейся в середине восточной части Нидерландов

Если вспомнить о некоторых грозных и непонятных звучаниях в музыке Бетховена, то нельзя не упомянуть о жене одного из «ван Бетховена», которую в 1595 году сожгли на костре как ведьму.

Но если говорить серьёзно, то первым одарённым музыкантов в семье Людвига был его дед-композитор, его тоже звали Людвиг ван Бетховен.

Сначала он, служил певчим в Генте и Лувене, а в 1733 году перебрался в Бонн и стал придворным музыкантом в капелле курфюрста-архиепископа Кёльнского.

В 1761 году он получил звание капельмейстера и был уважаемым человеком. Однако жалованья музыканта деду на содержание семьи не хватало, и он занимался торговлей вином.

К сожалению, к бутылке стала прикладываться его жена и дед, не сумев справиться с алкоголизмом супруги, поместил её в монастырь. Увы, пристрастие к спиртному жены Бетховена-старшего передалось и их сыну. Два старших сына супружеской пары умерли.

А у третьего, оставшегося в живых Иоганна и его жены Марии Магдалены, в девичестве Кеверих, дочери придворного шеф-повара родился Людвиг ван Бетховен-младший, будущий гений.

Людвиг родился в Бонне, предположительно 16 декабря 1770 года, 17 декабря ребёнок был крещён в католической церкви Святого Ремигия.

Сам Иоганн, отец будущего гения с детства пел в той же капелле, что и отец, обладал значительным музыкальным талантом, как тенор, повзрослев, он пел в Боннской придворной капелле, мог петь сопрано и контральто.

И первые уроки музыки юный Людвиг получил именно от отца.

У родителей Людвига было семеро детей, но в живых остались трое.

К сожалению, Иоганн пошёл по стопам своей матери и стал пить, к концу жизни после смерти своей жены он превратился в хронического алкоголика. Но поначалу Иоганн Бетховен, мечтая о том, что кто-то из его детей, достигнет высот Моцарта, с раннего детства учил их музыкальной грамоте.

Позднее сам композитор вспоминал: «с четырёхлетнего возраста музыка стала моим первым детским занятием».

Отец мог разбудить сына среди ночи и заставить заспанного мальчика играть до тех пор, пока исполнение музыкального произведения не покажется ему совершенным.

Живя на скудное жалованье отца, семья Бетховена вела нищенское существование. Позднее отцу прибавили жалованье, возлагая надежды на его одарённого и трудолюбивого сына. Людвига учили играть на органе, клавесине, скрипке, флейте. Однако скрипкой он владел неуверенно и любил импровизировать, особенно на рояле, а не оттачивать технику игры.

В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление Людвига.

В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе, он разглядел в Людовиге талант и стал настоящим учителем мальчика. Он научил его виртуозной игре на клавире и привил дух немецкого просветительства. Кристиан Готлоб Нефе познакомил Людвига с произведениями Баха, Генделя, Гайдна и Моцарта.

Школьное обучение Бетховена было коротким и закончилось, когда мальчику было 11 лет.

После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось и Людвигу пришлось бросить школу.

В школе его учили чтению, письму, счёту, пению, религии и немного латыни Любимыми писателями Бетховена были такие древнегреческие авторы, как Гомер и Плутарх, он любил Шекспира, Гёте и Шиллера.

Позднее он сам много читал, изучал итальянский и французский языки. Но писал до конца жизни с ошибками и так и не освоил простые арифметические действия.

Кристиан Готлоб Нефе, помог издать первое сочинение двенадцатилетнего Бетховена – вариации на тему марша Дресслера. Из юношеских сочинений композитора известны так же три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».

В свои двенадцать лет Бетховен уже работал помощником придворного органиста. Он играл на альте в придворном оркестре, выступал исполнителем на клавишных инструментах, в том числе на органе, искусством игры на котором овладел довольно быстро.

После того, как курфюрстом Кёльнским стал эрцгерцог Максимилиан Франц, придворный музыкант Бетховен приобрёл более широкий круг обязанностей.

В 1787 Бетховен впервые посетил музыкальную столицу Европы того времени – Вену. Юноша был потрясён и очарован.

Послушав игру Бетховена и его импровизации, Моцарт сказал, что у него, как у композитора большое будущее.

Но вскоре Бетховен узнал, что его мать находится при смерти и вернулся в Бонн. На отца уже не было никакой надежды, и Людвиг должен был заботиться о двух младших братьях. В то время ему было 17 лет.

Бетховену удалось поступить в оркестр в качестве альтиста. Ставились итальянские, французские и немецкие оперы, особенно Бетховена впечатлили оперы Моцарта и Блюка.

В 1789 году он начинает посещать лекции в университете на философском факультете, чтобы расширить своё образование.

В это время происходит революция во Франции, и когда один из профессоров университета издаёт сборник стихов, воспевающих революцию, Бетховен тотчас подписывается на него.

В это же время он сочиняет «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул».

В Бонне проездом из Англии останавливается Гайдн, который благосклонно отозвался о творчестве Бетховена и согласился давать юноше уроки.

Обожающий творчество Бетховена граф Ф. Е. Г. Вальдштейн, сумел убедить эрцгерцога послать Бетховена для обучения в Вену.

И в 1792 Людвиг окончательно переехал в Вену, где брал уроки у Франца Йозефа Гайдна. Но отношения у них не сложились, Гайдн называл музыку Бетховена странной и мрачной.

Некоторое время Людвиг был учеником И. Б. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера, а затем Антонио Сальери.

В 1794 году у Бетховена появились богатые венские покровители в лице семейства Бройнинг, которое буквально взяло над ним опеку. Людвиг так же обрёл друга на всю жизнь – доктора Ф. Г. Вегелера.

Современники описывали композитора, которому в ту пору было 20 лет, как коренастого молодого человека, слегка дерзкого, но в тоже время добродушного и искреннего в отношениях с друзьями.

Его публичный дебют, как пианиста состоялся в 1795 году. Довольно скоро к Бетховену пришла слава пианиста-виртуоза. Им были написаны знаменитые затем на весь мир «Лунная соната», «Патетическая соната». Появились произведениями: Первая, Вторая симфонии, «Творение Прометея», «Христос на Масличной горе».

Бетховен в Вене вошёл в моду.
Наиболее глубокие и оригинальные произведения Бетховена той поры были предназначены для фортепиано.

К сожалению, уже в 1796 году композитор заметил у себя первые признаки тугоухости. Было ли это осложнением после перенесённой болезни или имело другие причины, учёные спорят до сих пор. Но болезнь прогрессировала и за восемь лет до смерти привела к полной глухоте.

Многие говорят, что глухота никак не отразилась на гениальном творчестве Бетховена. Мне кажется, что на самом деле именно она вносила в музыку композитора ноты безысходности и одиночества…

Опасаясь, что известие о прогрессирующей глухоте может повредить его музыкальной карьере, Бетховен не рассказывал о своей трагедии даже близким друзьям до 1801 года. И лишь 1 июня 1801 года он написал об этом в письме выдающемуся скрипачу из Курляндии Карлу Аменда.

Личная жизнь композитора так и не сложилась.
В Вене ученицей Бетховена была юная графиня Джульетта Гвиччарди, родственница Брунсвиков, в семье которых композитор был частым гостем. Людовик влюбился в Джульетту и хотел на ней жениться. Но, увы, Джульетта предпочла ему графа Галленберга, который тоже был композитором.

Большая дружба связывала Бетховена с другой его ученицей – Терезой Брунсвик. Талантливая девушка прекрасно играла на рояле, пела, дирижировала. Но познакомившись с известным швейцарским педагогом Песталоцци, Тереза решила посвятить себя воспитанию детей. Она открыла в Венгрии благотворительные детские сады для детей бедняков и до самой старости не изменяла выбранному пути.

Бетховен никогда не преклонялся перед титулом и высоким положением того или иного вельможи. Рассказывают, что прогуливаясь как-то в Теплице Бетховен и Гёте встретили там императора Франца в окружении его свиты и придворных. Гёте, отошёл в сторону и склонился в глубоком поклоне, а Бетховен прошёл сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.



Летом 1802 Бетховен уединился в тихом пригороде Вены в городе Хайлигенштадте, где работал над Третьей – Героической симфонией. Его опера «Фиделио» ставилась в Вене, Праге, Берлине.

Позднее в Хайлигенштадте появится «Хайлигенштадтское завещание», которое адресовано братьям Бетховена, с указанием прочесть и исполнить после его смерти. В этом завещании композитор не только отдаёт распоряжения, но и исповедуется, приоткрывает свой внутренний мир, рассказывает о страданиях, причиняемых ему глухотой – «человек, стоящий рядом со мной, слышит доносящийся издали наигрыш флейты, не слышный для меня; или, когда кто-нибудь слышит пение пастуха, а я не могу различить ни звука».

Но, несмотря на всё, композитор продолжает трудиться.

В это же лето появляются светлая Вторая симфония, ор. 36, чудесные фортепианные сонаты, op. 31 и три скрипичных сонаты, ор. 30.

И вплоть до 1812 года Бетховен продолжает писать с особой страстью. Им были написаны целые серии произведений для фортепиано, виолончели, знаменитая Девятая симфония, Торжественная месса.

Эрцгерцог, князь Кинский и князь Лобковиц учредили высокое денежное содержание для композитора, прославившего Вену.

В 1814 году во время Венского конгресса Бетховену удалось извлечь материальную пользу из общения с аристократией, к которой он никогда не относился восторженно, но выслушивал сыпавшиеся на него комплименты.

Последние годы материальное положение композитора было неплохим. Издатели мечтали получить его партитуры, заказывали ему различные произведения.

С 1813 по 1815 годы Бетховен сочинял мало. К тому же в 1815 он взял на себя заботу о племяннике, десятилетнем сыне покойного брата, но не мог сойтись характером с матерью Карла. Бетховен стал добиваться полного опекунства.

В поздний период из-под пера Бетховена за 11 лет вышли 16 крупных произведений.

Тем временем слава Бетховена давно вышла за пределы Австрии и Германии. Торжественная месса, написанная по заказу, поступившему из Лондона, впервые была исполнена в Петербурге.



В 1824 году во время исполнения Девятой симфонии с её хоровым финалом на текст оды Шиллера «К Радости» – An die Freude Бетховен стоял рядом с дирижером. Публика была покорна мощью симфонии и неистовствовала, но Бетховен этого не слышал и не оборачивался, пока один из певцов не взял его за рукав. Тогда композитор повернулся лицом к слушателям и поклонился.

Кроме глухоты Бетховена терзали неудачи в воспитании племянника. Желая дать мальчику хорошее образование, композитор помещал его в лучшие пансионы. Один из лучших учеников Бетховена давал ему уроки музыки. Но всё напрасно – племянник увлёкся карточными играми, бильярдом, наделал долгов и пытался покончить с собой, однако попытка оказалось неудачной, и пуля только поцарапала кожу на голове.

Поведение племянника подорвало здоровье композитора, и он скончался 26 марта 1827 года. В Вене, эрцгерцогстве Австрии.

В последний путь Бетховена провожало более двадцати тысяч человек.

На его могиле прозвучали слова, написанные австрийским поэтом и драматургом Францем Грильпарцером: «Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нем не было ничего дурного».

Могила Бетховена находится на центральном кладбище Вены, в Австрии.

Первый памятник Бетховену был открыт 12 августа 1845 года по случаю 75-й годовщины со дня рождения на его родине, в Бонне.

В 1880 году появился памятник композитору и в Вене.

В наше время памятники Людовику Бетховену стоят на всех континентах во многих городах мира.

Но главным памятником ему является его прекрасная музыка, которая преодолевает и границы, и время.