Легенды Николо-Радовицкого монастыря

15.11.2019 0

«Изъ всехъ монастырей мужскихъ и женскихъ, находящихся в Рязанской епархии, ни один не пользуется такою обширною известностью, как монастырь Николае-Радовицкий», — гласит летопись. Речь идет о реставрируемой ныне обители в селе Радовицы Егорьевского района.

Отшельник из Акакиевой пустыни

Николо-Радовицкий монастырь был основан в первой половине XV столетия греческим старцем Пахомием, пришедшим в Россию из греческой местности Фессалии вместе с московским митрополитом Фотием. По смерти митрополита в 1431 г. отправился старец в поисках тихого, уединенного места для духовных размышлений и обнаружил этот уголок, названный впоследствии Акакиевой пустынью.

Со временем к Пахомию присоединились сподвижники, как и он, искавшие уединения. Немного обжившись, старец назвал эту местность Радовицами в честь своей родины в Фессалии.

Есть и более фантастическая и замысловатая версия. Оказывается, первоначально Акакиева пустынь находилась на острове, расположенном на Святом озера. Но после явления иконы святого Николая Чудотворца обитель была перенесена на берег и стала именоваться Николо-Радовицкой пустынью. А на острове выстроили храм во имя святителя Николая. Правда, никаких следов от него не осталось.

Расцвет обители

Датой образования обители считается 1584 г.
Монастырь был достаточно богатым и владел обширными земельными наделами.

Каменное строительство на территории обители началось в середине XVII в. Здесь располагались пять храмов, имелась богатейшая библиотека… В конце XVIII в. монастырь обнесли каменной оградой. Сохранилось предание, что кирпич обжигали близ деревни Алферово и оттуда за 12 верст доставляли в монастырь из рук в руки по живой цепочке. Так велико было почитание обители в округе. Кроме того, в ближайшей слободе жили люди, которые помогали монастырю и населявшим его монахам. Там же стояло несколько гостиниц для паломников.

В Отечественную войну 1812 г. монахи активно помогали русской армии продуктами и деньгами, лечили раненых. Летописи также свидетельствуют о том, что здесь бывали такие исторические личности, как императрица Анна Иоанновна, князья Волконский и Долгорукий, купцы Демидов и Истомин – все они делали пожертвования монастырю.

Известно, что на богомолье сюда приходила с Рязанщины бабушка с внуком – Сережей Есениным, позже эти детские воспоминания о монастыре вошли в поэму Сергея Есенина «Анна Снегина»:

Село, значит, наше – Радово,
Дворов, почитай два ста,
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля,
И по всему угодью
Рассажены тополя.

Монахи в подземельях

В 1917 г., узнав, что Радовицкую обитель ожидает участь быть разграбленной и разрушенной большевиками, монахи решили прорыть подземный ход до Егорьевска, чтобы спасти иконы и рукописи. Будто бы была договоренность, что в городе их встретят другие монахи… Но назначенный срок подошел, а в Егорьевске так никого и не дождались. Тогда выход засыпали.

Радовицкий монастырь закрыли, и он постепенно пришел в упадок, штукатурка с фресками осыпалась, кресты сбили, кирпичная кладка местами обвалилась, и стали видны ржавые скелеты колоколен.



Ходили слухи, что кто-то в обители видел тот самый подземный ход. Однако находили там не иконы, предназначенные к спасению, а старые монеты.

К заброшенной обители многие из местных боялись приближаться. Поговаривали, будто там по коридорам, где изо всех щелей сквозил ветер, бродит призрак одного из монахов, погибших в лабиринте. Есть версия, что монахи могли заблудиться в многочисленных ответвлениях подземного хода, а когда, наконец, нашли выход, он был уже зарыт, а на обратный путь в Радовицы им не хватило провизии.

В советское время в соборе Рождества Богородицы располагались то приют для детей-сирот, то госпиталь времен Отечественной войны, то школа, то коровник… Потом, по воспоминаниям местных жителей, в глубоких подвалах под собором жили нищие и скрывались разные темные личности.

Чудотворный образ

Особо хочется остановиться на истории главной здешней реликвии. Уже упомянутый резной образ святителя Николая был явлен в начале XVI в. монаху-отшельнику Ионе, жившему в Акакиевой пустыни, положившей начало Николо-Радовицкому монастырю. И сразу же после этого обитель стала быстро благоустраиваться. Однако в 1722 г. по указу Петра I явленный образ святителя Николая был изъят из монастыря. В это время начались гонения на деревянную церковную скульптуру. По просьбам верующих реликвию все же возвратили на прежнее место.

Святитель Николай был изображен на яблоневом дереве с мечом в правой и с градом в левой руке. Говорят, многие годы он нес с собою исцеление от всяческих болезней. К нему шли паломники из окружающих губерний, делали пожертвования в монастырь и на украшение образа… В 1935 г. Радовицкий монастырь был закрыт и разграблен. Но икону удалось спасти, и в 1960 г. ее передали в храм Параскевы Пятницы села Туголес. До недавнего времени чудотворный образ Святителя Николая обретался там. Правда, подлинные серебряная риза и митра, а также оклад меча с камнями были утрачены. Ныне они заменены на копии.

Но вот 24 июля 2009 г. образ вернули на исконное место в Николо-Радовицком монастыре. Так во второй раз состоялось возвращение чудотворной скульптуры.

О былой красоте и славе монастыря ныне напоминают фрагменты керамики, представленные в ряде местных краеведческих музеев. Сейчас во вновь действующей обители ведутся восстановительные работы.

Источник: myjane.ru