Красная мельница
15.11.2019Париж… Как много в этом слове… Кто из нас не мечтал побывать в этом городе на Сене, побродить по его улицам, вдохнуть таинственный аромат французской столицы?..
Я несколько раз была в Париже и всегда наслаждалась его дивной жизнью. Это именно тот город, в который хочется приехать еще несколько раз.
И сколько бы ты ни бродил по Елисейским полям, тебя все равно будет тянуть на этот широкий проспект. Ведь именно там можно встретить туристов со всех стран мира.
Мне было известно, что Париж – столица мировой моды, город музеев, театров и старинных памятников. Можно себе представить, что ощутила я в тот момент, когда впервые побывала в Париже.
«Увидеть бы Париж, и тогда можно умереть», — эти слова неоднократно слышала я, живя в России, от многих знакомых и друзей.
Разве можно остаться равнодушным к Собору Парижской Богоматери, к Эйфелевой башне или Лувру?
Я же хочу рассказать об одном очень удивительном заведении, которое расположено у подножья Монмартра. Это ночное кабаре, на сцене которого родился знаменитый канкан.
В 1889 году произошло событие, по масштабу своему мало уступающее Великой Французской революции. В Париже открылось кабаре «Мулен Руж», на сцене которого впервые был исполнен канкан. Этот непристойнейший по тем временам танец совершил настоящий переворот в представлении людей о ночных развлечениях.
О том, что такое «побывать в Мулен Руж», говорил весь Париж, других мест как будто и не существовало. Пришедшего сюда, прежде всего, ошеломлял интерьер — причудливые комбинации старинного и антикварного с модерном и сюрреализмом, восточного с европейским.
Мулен Руж воплотил витавшее в воздухе кредо тогдашней жизни в Париже — «право быть ленивым». Здесь можно было все: плакать и смеяться, танцевать ночи напролет и спать, пристроившись на одном из диванов.
Искусство и мошенничество переплетались здесь и создавали атмосферу Мулен Руж: где-то играли в карты, где-то строились планы о покорении города, а в каком-то из залов смешной коротышка Лотрек увековечивал этот «карнавал жизни» для потомков.
Мулен Руж делал реальным то, чего, казалось бы, не может существовать, будучи своеобразным апогеем авангарда и сюрреализма. Поднявшись по винтовой лестнице, расположенной в ноге животного, посетители попадали в живот, где находился арабский клуб.
Конечно сейчас Мулен Руж уже перестал быть тем местом, где собиралась богема Парижа, где в прокуренных залах потягивали запрещенный повсеместно абсент и где приглянувшуюся танцовщицу из кордебалета можно было пригласить к себе домой.
Атмосфера праздника и всепоглощающего веселья сохранилась, но сегодняшний Мулен Руж — это элитное заведение, нечто среднее между фешенебельным ночным клубом и музеем. Он остается местом, где танцуют легендарный французский канкан, мечтают и узнают, что такое настоящий Париж.
И хотя в городе существуют и другие подобные заведения, где программа, может быть, даже более яркая и насыщенная, но приезжающие в Париж приходят именно сюда. Не потому, что не знают о других мюзик-холлах, а потому, что флер таинственности, загадочности и какой-то светлой грусти окутывает Мулен Руж, где «мельница» веселья крутится каждый вечер уже много-много лет.
Знаменитое на весь мир своим Френч-Канканом, навсегда вошедшее в историю благодаря Тулуз-Лотреку, кабаре Мулен Руж и его легендарный зал всегда представляли интерес для миллионов зрителей всей Земли. Роскошные ревю: перья, стразы и блестки, сказочные декорации, оригинальная музыка! Каждый вечер под руководством шеф-повара Лорана Тарридека и в сопровождении оркестра гости со всего земного шара наслаждаются традиционной французской кухней и самым знаменитым ревю планеты.
Впервые распахнув двери, «Мулен Руж» представил на суд парижан «натуральную кадриль», или, как называли этот танец англичане, «французский канкан» с его грациозными движениями, манящими взглядами и криками, взлетающими в воздух юбками, открывающими пытливому взгляду гладкие ножки и ажурные подвязки. С тех пор о новом танце говорили все.
Популярность кабаре росла с каждым днем. Рекордным стал 1891 год, когда владельцы сделали наружную рекламу. Сумасшедшие ночи в «Мулен Руж» продолжались вплоть до начала Первой мировой войны. Закрывшись в 1915 году, кабаре вновь открылось лишь в 21-м, став храмом мюзик-холла.
В 1937 году Роберт Харман превратил зал «Мулен Руж» в ночной клуб, по тем временам суперсовременный. В программе — танцы, развлечения, аттракционы и, безусловно, знаменитый канкан.
Со сценой «Мулен Руж» связаны имена многих звезд XX века. Здесь в 1920-е годы выступал Морис Шевалье, начинал свою артистическую карьеру Жан Габен. Освобожденный от нацистов Париж рукоплескал Эдит Пиаф и сдержанно приветствовал юного и совсем еще неизвестного Ива Монтана. Шарль Азнавур – это уже 50-е. Под крыльями «Красной Мельницы» выступали в гала-концертах Лайза Минелли, Фрэнк Синатра, Элтон Джон, Михаил Барышников.
1959 году в «Мулен Руж» появился дополнительный зал, что позволило организовать хорошо оснащенную кухню. Клиентам, приезжающим сюда со всех уголков земного шара, стали предлагать «ужин-спектакль» с большим выбором блюд и, конечно, концертом.
С 1962 года, когда руководство «Мулен Руж» взял на себя нынешний генеральный директор и президент Джеки Клерико, мировые звезды, будучи проездом в Париже, считали для себя чуть ли не обязательным выступить на сцене этого театра.
Но каким бы ни был состав артистов, неизменными оставались главные принципы «Мулен Руж»: потрясающие костюмы, яркие декорации, чудесная музыка и самые прекрасные девушки на свете! Последнее, впрочем, неудивительно, ведь сейчас здесь выступает немало наших соотечественниц.
Настоящий канкан можно увидеть только в «Мулен Руж», утверждают французы. Канкан – это не танец, это церемония со своими законами и традициями. Ровно 8 минут под озорную музыку Оффенбаха девушки дразнят зрителей, приподнимая юбки все выше и выше, обнажая ножки в черных чулках и красных подвязках, падая одна за другой на пол в шпагат и в какой-то момент сбивая кончиком туфли шляпу с незадачливого зрителя из первого ряда…
«Настоящую кадриль» придумала парижская танцовщица Селест Могадо в 1850 году. Десять лет спустя англичанин Чарльз Мортон, тот самый, что создал первый мюзик-холл, назвал танец «французским канканом».
Увы, для чопорных британцев он оказался слишком фривольным и его изгнали с английской сцены. Зато во Франции канкан прижился и стал весьма популярным. Настолько, что сама английская королева Елизавета II посетила 21 ноября 1981 года представление в «Мулен Руж». Что ж, за сто с лишним лет могут измениться вкусы и взгляды даже у консервативных британцев.
Сегодня «Мулен Руж», как и Эйфелева башня, — визитная карточка Парижа. Несмотря на немалую цену входного билета — 100 долларов, редкий турист откажет себе в удовольствии посмотреть знаменитое представление.
Никакие слова, никакое описание не в силах передать того, что можно увидеть в Мулен Руже. Это настоящий пир для глаз, многоцветие вечного праздника, серпантин радужного фейерверка, роскошь и цветовая гамма красок.
Источник: