Великий мореплаватель Витус Беринг — lk-rt-ru.ru

12.08.2021 0

Казалось бы, что может дать России Датское королевство? Разумеется, кроме прекрасных сказок Андерсена и истории Шекспира о принце Гамлете…

Оказывается, не только может, но и дало. Дания подарила России гениального мореплавателя, который посвятил служению России всю свою жизнь. Это Витус Йонассен Беринг, которого в России называли просто Иван Иванович. Датчанин, ставший россиянином, благодаря своим географическим открытиям, вошёл в мировую историю, ведь о Витусе Беринге знает весь мир.

Родился Витус Йонассен Беринг 12 августа 1681 года в датском городе Хорсенс в семье уважаемого человека таможенника Ионаса Свендсена.

Мать Витуса Беринга Анна Педердаттер Беринг была второй женой Свендсена и происходила она из семьи разорившихся аристократов. От предыдущего брака у Ионаса Свендсена было шестеро детей, и ещё троих родила Анна.

Витус был третьим ребёнком у своей матери. Крестили мальчика в лютеранской кирхе, документ, свидетельствующий об этом, и сейчас находится в старинной церковной книге. Имя мальчику дали в честь дяди, маминого брата, который был известным датским историком и служил летописцем в Королевском суде. Фамилию дали материнскую, так как надеялись, что фамилия дворянского рода Педердаттер Беринг поможет мальчику добиться в жизни больших успехов, чем фамилия отца служащего таможни. По отцовской линии мальчик унаследовал второе имя Ионассен.

Жила большая семья тяжело, жалованье таможенника едва-едва позволяло сводить концы с концами. Однако все дети смогли получить хорошее образование.

Семья Берингов-Свендсен жила в Хорсенсе на улице Сендергаде. Школа, которую посещали все дети этой семьи, находилась неподалёку и принадлежала П. Дальхоффу. Сын Дальхоффа, который служил на королевском флоте, в 1695 году женился на старшей дочери Ионаса Свендсена. От мужа сестры Витус не только слышал множество увлекательных рассказов о морских путешествиях, но и благодаря ему получил возможность бывать на кораблях и общаться с матросами. Чтобы отправиться в порт он даже сбегал с уроков. С тех пор мальчик стал мечтать об экспедициях в разные уголки земного шара.

Витус тщательно изучил материалы экспедиций датского путешественника Йенса Мунка, который совершил морское путешествие в Гренландию и побывал в Индии.

Старшие братья Витуса поступили в университет Копенгагена. Витус, несмотря на то, что неплохо учился, не захотел поступать в университет, а сразу после окончания школы в четырнадцать лет вместе с двоюродным братом Свеном записался матросом на голландский корабль.

Вместе со Свеном и другом детства Сиверсом, который много лет спустя стал русским адмиралом, Витус пересек Атлантический океан, побывал на Карибах и в североамериканских европейских колониях, много времени провел в Ост-Индии.

Мечтая о серьёзной карьере мореплавателя, Витус понял, что ему не хватает теоретических знаний и сойдя на берег в Амстердаме, он без особых усилий поступил в морской кадетский корпус, который в то время считался лучшим в мире.

Во время учёбы педагоги не могли на него нарадоваться и в один голос утверждали, что из Витуса Ионассена Беринга выйдет превосходный капитан.

В 1703 году Витус познакомился с вице-адмиралом флота России Корнелием Ивановичем Крюйсом, который родом был из Норвегии.

В то время представители российского царя Петра I по всей Европе искали моряков, военных и других специалистов, чтобы пригласить их на службу в Россию. В Амстердаме таким представителем был Крюйс. Он сразу заметил в характере молодого Беринга те черты характера, которые особенно были востребованы на морской службе и предложил ему поступить на службу в русский флот. Витус как раз окончил кадетский корпус с офицерским званием. Хорошо обдумав предложение, молодой человек принял решение переехать на службу в Россию.

При содействии Крюйса в 1704 году Витус приехал в Россию, где его зачислили в русский Балтийский военно-морской флот в чине подпоручика. Сначала ему доверили командование небольшим судном, доставлявшего лес на остров Котлин с берегов Невы, где Пётр I начал крупнейшее строительство военно-морской цитадели русского флота Кронштадта.

Беринг с самого начала служил прилежно и добросовестно и ему стали доверять всё более и более ответственные задания, с которыми он успешно справлялся. Его усердие и талант были оценены по достоинству, в 1707 году Берингу присвоили чин поручика.

В последующие годы карьера Беринга пошла в гору. В 1710 году его корабль направили на побережье Финского залива для ведения наблюдения за шведской флотилией. Осенью этого года ему присвоили звание капитана-лейтенанта и перевели на Азовский флот, поручив ему командование парусной шнявой «Мункер». В 1711 году летом в период русско-турецкой войны Беринг принимал участие в Прутском походе Петра I.

В 1712 году он был направлен на Балтийский флот.

В 1713 году Витус Беринг обвенчался с Анной Христианой Пюльсе, дочерью коммерсанта из Швеции.

Через три года у супругов родился первенец, которого назвали в честь отца, но, к сожалению, ребёнок умер в младенчестве. После этого жена Беринга в течение восемнадцати лет рожала ещё восемь раз, но выжили только трое сыновей – Йонас, Томас, Антон и дочь Анна.

Первое время Анна оставалась дома, занимаясь детьми и хозяйством, но потом это ей надоело, и она решила ходить в плавание вместе с мужем. Повзрослевших Йонаса и Томаса, она оставила на попечение родственников из Выборга, а Антона и Анну взяла с собой.

В 1715 году Беринг получил чин капитана 4 ранга и принял в Архангельске командование судном «Селафаил», привёл его в Копенгаген. Наверное, он был рад побывать на своей родине. После этого Беринг уже никогда не был в Дании. В 1716 году он стал командующим линейного парусника корабля Балтийского флота «Перл», с которым участвовал в плавании к Бронкгольму.

В 1717 году Витусу Берингу было присвоен чин капитана 3 ранга. В 1719 году он снова принял командование кораблём «Селафаил» и совершил с ним плавание по Балтийскому морю к Аланду.

В 1720 году Беринг получил чин капитана 2 ранга.

В 1721 году принял командование парусным линейным кораблём Балтийского флота «Марльбург», после чего стал командиром судна «Лесное» в соединении одного из создателей Российского военно-морского флота Ф. М. Апраксина.

Беринг был одним из самых образованных людей своего времени, он знал, как свои пять пальцев мореходную астрономию, навигацию, картографию и другие морские науки.

До 1724 года Беринг служил на Балтийском и Азовском морях, командуя различными судами, он участвовал в Северной войне.

Беринга знал лично и высоко ценил Пётр I.

В 1724 году неожиданно для многих он написал прошение об отставке и ушёл на покой.

Причиной отставки историки называют уязвлённую гордость великого мореплавателя. За свою безупречную службу он не получил капитана 1 ранга.

Когда это известие дошло до Пётра I, он выразил своё крайнее неудовольствие генерал-адмиралу русского флота Ф. М. Апраксину: «Зря ты обижаешь Беринга. Сей датчанин стал истинно русским человеком и доказал это своею службою. Объяви на Коллегии, что он вновь принят в морской флот и назначен капитаном 1 ранга».

В августе 1724 года Беринг был отозван из отставки с назначением капитаном первого ранга и принят в командование фрегат «Селафаил» на шестьдесят пушек.

Известно, что Пётр I был заинтересован в активном научном изучении географии России и сопредельных земель. В конце 1724 года он подписал указ об организации Камчатской экспедиции. Коллегии Адмиралтейства было поручено найти того, кто возглавит экспедицию. После долгих обсуждений командиром экспедиции был назначен Витус Беринг.

Экспедиции предстояло отправиться на Камчатку, где соорудив один-два палубных бота, на которых выдвинуться вдоль побережья в северном направлении в поисках Американского континента. Экспедиции было приказано выяснить, в каком месте этот материк соединяется с Азией. После чего высадиться на территории Америки и нанести все полученные данные на географические карты.

В январе 1725 года Беринг с командой выдвинулся из Петербурга и два года речными судами, на лошадях и пешком через Сибирь они добирались до Охотска. Перезимовав в Охотске, они отправили снаряжение к устью реки Камчатка на лодках и собачьих упряжках. Летом 1728 года, Беринг со своей командой обосновался на восточном побережье Камчатского полуострова, где завершил строительство первого бота «Святой Гавриил». К концу лета судно выдвинулось вдоль материка на северо-восток. Результатом этого путешествия стали нанесённые на карту: остров Святого Лаврентия в южной части Берингова пролива; Карагинский залив Берингова моря с северо-восточной стороны Камчатки, самый крупный в Беринговом море залив Анадырский у берегов Чукотки; залив Креста южного берега Чукотского полуострова; бухта Провидения с юго-востока полуострова Чукотка.

В Чукотское море экспедиция вышла через пролив, который потом получил название Берингов.

Витус, не смотря на то, что североамериканское побережье найдено не было, счёл поставленную задачу выполненной, так как было установлено, что Америка и Азия не соединяются, и решил вернуться домой.

Обогнув Камчатку с юга, Беринг нанёс на карту крупную незамерзающую бухту в Тихом океане Авачинскую губу и Камчатский залив в восточной части полуострова. Весной 1730 года команда Беринга через Охотск, а потом через всю Россию вернулись в Петербург.

По возвращении Витус предоставил свои карты и доклад, в котором уверенно высказался о том, что Камчатка и Северная Америки находятся в непосредственной близости друг от друга. Это обстоятельство позволяет наладить торговлю с местными купцами.

Беринг призывал к более активному освоению Сибири, предполагая, что там не только можно заниматься сельским хозяйством, разводя скот и выращивая зерновые культуры, но и добывать соль и железо. Он предложил построить в Сибири заводы. Беринг счёл необходимым дальнейшие исследования северо-восточного побережья российской Азии, поиск морского пути к устью Амура и Японским островам и продолжение поиска американского континента.

В этом же году по указу царя Беринг был произведён в капитан-командоры. Ему была выплачена премия в размере 1000 рублей. В те времена это были большие деньги. Все предложения мореплавателя были одобрены Сенатом и Адмиралтейской коллегией.

В 1732 году было принято решение об учреждении второй камчатской экспедиции, руководителем которой в 1733 году был снова назначен Витус Беринг.

Вторая камчатская экспедиция должна была завершить то, что не удалось довести до конца первой, то есть более тщательно исследовать земли Сибири и Дальнего Востока, чтобы точно определить наличие пролива между Азией и Америкой.



В начале 1734 года Беринг выехал в Якутск, где в течение трёх лет занимался организацией экспедиции, заготовлением экспедиционного снаряжения и продовольствия. Волокита местных чиновников, которые не то, что помогать, наоборот всячески тормозили подготовку экспедиции, привела к тому, что два пакетбота «Святой Павел» и «Святой Петр» вышли из Охотска к востоку Камчатки только в сентябре 1740 года. Из-за позднего выхода выполнить удалось только первую часть запланированного, после чего судам пришлось зазимовать у Авачинской губы в бухте, которую команда, составляющая экспедицию в честь своих судов, назвала Петропавловской. На этом месте было заложено поселение, которое позднее превратилось в город Петропавловск-Камчатский.

В 1945 году в Петропавловске-Камчатском установлен памятник мореплавателю, основателю города.

4 июня 1741 года «Святой Пётр» под командованием В. Беринга и «Святой. Павел» под командованием А. Чирикова вышли к берегам Америки. А 20 июня разразился сильный шторм, всё вокруг затянуло густым туманом и суда потеряли друг друга. Не сумев соединиться, через несколько дней корабли продолжили путь поодиночке. В 1741 году Витусу Берингу исполнялось 60 лет.

В июле 1741 года экспедиция вышла к побережью Северной Америки. Обратно мореплаватели прошли вдоль Алеутской гряды и южного берега Аляски, открыв и нанеся на карту острова: Святого Стефана (Булдырь), Шумагинские, Кадьяк, Святого Иоанна (Атха), Святого Маркиана (Кыска), Евдокеевские.

В конце августа «Святой Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, и простояло возле него неделю. На этом острове произошла первая встреча моряков с местными жителями – алеутами.

У членов экспедиции началась цинга, и на этом острове был похоронен первый моряк, скончавшийся от цинги, — Никита Шумагин. В его память Беринг назвал этот остров.

Обратный путь для экспедиции оказался очень трудным, потому что море постоянно штормило и окутывалось туманом настолько, что не видно было ни берегов, ни звёзд по ночам, что не давало возможности определить местонахождение судов, которые двигались почти без управления.

Всё больше моряков заболевали цингой, некоторые из членов команды скончались. Заболел и сам Беринг.

В 4 ноября 1741 года на горизонте появилась заснеженная земля, которую впоследствии назовут островом Беринга. Судно бросило якорь недалеко от берега, но штормящее море сорвало его с якоря и перебросило через рифы. На этот раз морякам повезло, так как судно попало в глубокую бухту у берега, где не штормило так сильно. Здесь команда решила остаться на зимовку. Первыми из душных кают вынесли больных, но, к сожалению, свежий воздух не облегчил их болезни, и они скончались.

На берег были перенесены остатки провизии и снаряжение.

Витус Беринг умер 8 декабря 1741 года в наспех построенной землянке. На его могиле поставили деревянный крест.



Считалось, что Беринг умер от цинги, но в 90-х годах прошлого века было проведено исследование его останков и выяснилось, что его зубы не были повреждены цингой.

Великий мореплаватель не знал, что остров, на котором он умрёт и море в Тихом океане и пролив, разделяющий Америку с Азией, назовут в его честь.

К бухте прилегала долина, по которой пробегала речка с чистой водой. Сама долина была окружена невысокими горами, покрытыми снегом. В живых осталась семьдесят пять членов экспедиции, которым пришлось зимовать в землянках, накрытых брезентом.

Чтобы не умереть с голоду, охотились на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны на морских котиков. Но всё равно за зиму умерли ещё тридцать человек.

После смерти Беринга командование экспедицией принял штурман швед Свен Ваксель, который вместе с выжившими членами команды построил гукор, названный «Святым Петром». Судно имело длину по килю всего 11 метров, ширину менее 4 метров. То есть было очень тесным.

Среди членов экспедиции было три корабельных плотника, но все они умерли от цинги, среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось. Но мореплавателям повезло, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, который был судостроителем-самоучкой. Когда строили в Охотске экспедиционные пакетботы, Савва Стародубцев был простым рабочим, но потом его взяли в команду.

В августе 1742 года судно достигло Авачинской губы. Но прошло ещё немало времени, прежде чем участники экспедиции добрались до Петербурга и сообщили о кончине Беринга.

Савва Стародубцев был награждён званием сына боярского. Новый гукор «Святой Пётр» ходил в море ещё 12 лет, до 1755 года. Стародубцев стал профессиональным кораблестроителем и построил ещё несколько кораблей.

Заслуги Витуса Беринга, к сожалению, были оценены не сразу. Беринговым пролив был назван по настоянию англичанина Джеймса Кука, который в начале октября 1778 года достиг Алеутских островов и встретил там русских охотников, от которых получил карту, составленную членами экспедиции Беринга. Кук перерисовал ее, назвав при этом пролив, разделяющий Азию и Америку, именем Беринга.

В 1874 представители Российско-Aмериканской компании поставили деревянный крест примерно на том месте, где должна была находиться могила Беринга. Позднее местные исследователи установили памятник мореплавателю – два наложенных друг на друга каменных прямоугольника, покрытые сверху чугунной плитой. Надгробие венчает железный крест высотой 3,5 метра. Этот памятник стоит и в наше время.

В 1937 году географ Эрик Хультен предложил название Берингия для обозначения территории, включающей в себя Берингов пролив, Беринговое и Чукотское море, северо-восточную часть Сибири, Чукотку и частично Аляску. Считается, что Аляска и Чукотка некогда соединялись полоской суши.

В 1957 году в заливе Берингова моря в честь Витуса Беринга назван поселок «Беринговский». До этого поселение носило название «Угольное».

В 1970 году на экраны вышла документальная картина режиссера Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях».

В 2006 году по приказу министра образования Камчатский государственный педагогический институт переименован в КамГУ имени Витуса Беринга.

В 2016 году в честь 275-летия открытия Командорских островов на территории острова Беринга (село Никольское) установлена бронзовая скульптура Берингу во весь рост работы скульптора И. П. Вьюева.

В 1991 году, когда отмечалось 250-летие плавания Беринга и Чирикова к северо-западному побережью Америки, Международное общество «Подводный мир» совместно с Институтом археологии Академии наук СССР организовали экспедицию на остров Беринга с привлечением датских исследователей. Был сформирован подводно-археологический отряд и поставлена задача не только составить план по изучению и сохранению историко-культурного наследия Командорских островов, но и отыскать могилу Беринга.

Могила Витуса Беринга и ещё пятерых моряков была обнаружена. Останки перевезли в Москву для изучения.

Профессор В. Звягин по черепу реконструировал внешность Витуса Беринга.

Датские историки установили, что портрет Беринга, который до этого публиковался во всех учебниках и справочниках на самом деле принадлежит его родному дяде, тому самому в честь которого его назвали родители.

Останки Витуса Беринга после исследований были возвращены и перезахоронены на острове Беринга

В честь Витуса Беринга названы: улицы во многих городах России: в Санкт-Петербурге, в Мурманске, в Якутске, Нижнем Новгороде, Томске, Астрахани, Артеме, Находке и в Петропавловске-Камчатском; дизель-электроход; один из самолетов «Аэрофлота».

Датчане тоже помнят о Витусе Беринге. Его имя стало брендом датских наручных часов Bering.