Руль не роскошь! Тестирование наборов “руль + педали“

19.11.2020 0

Эффектное колесо ? часть II

Logitech MOMO Racing Force Feedback Wheel Вот перед вами уже вторая часть «Эффектного колеса»! Пока что я затрудняюсь ответить, сколько еще частей этого материала появится в дальнейшем, да впрочем, сейчас важно не это. Важно то, что два, как известно, больше одного. Следовательно, уж, коль мы рассматриваем более одного устройства, то у нас появляется возможность сравнения и выбора. Именно к сравнениям я и начну прибегать в этой и следующих частях «Эффектного колеса». Как я уже писал в первой части этого цикла статей, рассматривать я буду игровые манипуляторы типа руль, оснащенные функцией вибрационной обратной связи. Такое ограничение, конечно, снижает общее количество манипуляторов, которое можно было бы рассмотреть. Однако, вибрационная обратная связь сейчас в моде, и количество манипуляторов, оснащенных этой функцией, растет с каждым днем. Так что, нам все равно есть что рассматривать, а вам есть из чего выбирать.

Logitech MOMO Racing Force Feedback Wheel

Начинать сравнение руля, рассматриваемого сегодня, с рулем Thrustmaster F1 Force Feedback, который был рассмотрен в первой части «Эффектного колеса» можно прямо с коробки. В глаза прямо-таки бросается разница размеров. Небольшая упаковка Thrustmaster F1 смотрится совсем маленькой рядом с упаковкой руля Logitech MOMO, имеющей размеры 43x40x34см. Оформление коробок тоже очень различно, и перепутать рули, вряд ли возможно. Так, в противовес игривому цветастому виду Thrustmaster, дизайн упаковки Logitech MOMO гораздо более строг, всем своим видом намекая на солидность содержимого. Комплекты, в которых поставляется и руль от Logitech и руль от Thrustmaster, очень похожи и различаются только наличием или отсутствием рекламной макулатуры. В коробке Logitech MOMO вы обнаружите буквально следующее:

  • Руль
  • Педали
  • Сетевой адаптер
  • CD с драйверами и программным обеспечением
  • Краткое руководство пользователя
  • Бумажки рекламного характера (в ассортименте)
  • Без рекламы можно было и обойтись, а вот руководство пользователя, хоть оно и весьма краткое, мне кажется, лишним не окажется. Среди прочих, в нем присутствует и русскоязычная часть, в которой можно найти полезную информацию.

    Описывая Logitech MOMO, я хочу придерживаться той же последовательности изложения, которую я выбрал для описания игрового манипулятора от Thrustmaster, в первой части «Эффектного колеса». Это не только значительно облегчит мой труд, но и сделает более удобным сравнение материалов читателем, если таковое желание у них возникнет (естественно, я подразумеваю сравнение самих игровых манипуляторов на основе моих материалов). Поэтому рассматривать руль Logitech MOMO я начну с описания процесса его установки и подключения.

    Установка и подключение

    Педали — они и у Logitech педали. И вроде бы, с точки зрения удобства установки, ничего нового в них выдумать нельзя. Ан, нет. Оказывается, что и тут имеется свобода для полета инженерной мысли, и конструкция педалей «игровых манипуляторов типа руль» может отличаться у различных производителей. И на примере Logitech MOMO мы можем в этом убедиться. Заботясь о пользователе, при создании педалей этого манипулятора конструкторы предусмотрели практически все случаи жизни. Другими словами, они учли тот факт, что в помещении, где будет установлен Logitech MOMO, вовсе не обязательно будет ровное паркетное или линолеумное покрытие пола. Для таких покрытий на нижней крышке педалей Logitech MOMO, как и у большинства таких манипуляторов, имеются четыре резиновые ножки. Для тех же случаев, когда на полу лежит ковровое покрытие, предусмотрено нехитрое, но вместе с тем очень практичное приспособление. Оно представляет собой пластмассовую планку, поверхность которой покрыта пластмассовыми шипами, имеющими наклон в сторону задней части корпуса, то есть в сторону, противоположную направлению предполагаемого скольжения корпуса. Если у вас на полу нет коврового покрытия и необходимость в дополнительном удержании педалей шипами отсутствует, вы можете, надавив на эту планку, слегка утопить ее в корпус до характерного щелчка фиксаторов. Если же у вас на полу ковер или палас, то я настоятельно рекомендую устанавливать педали, не пряча планку с шипами. Как видите, в том, что касается установки педалей, Logitech MOMO явно превосходит уже рассмотренный мною ранее Thrustmaster F1 Force Feedback, так как последний не имел никаких приспособлений для удержания корпуса педалей на ковровых покрытиях.

    Теперь давайте примемся за установку основного корпуса руля Logitech MOMO. Дело это нехитрое, и никаких трудностей, кроме незначительных усилий, пользователя не ожидает. Для его крепления в конструкции предусмотрено три струбцины. Две из них несъемные, с небольшим вылетом относительно передней кромки корпуса. Третья, съемная, большего размера, с большим рабочим ходом винта и значительным вылетом. Если под верхней крышкой стола, на который вы устанавливаете Logitech MOMO, имеется перекладина, которая мешает установке, то вы можете смело снимать большую струбцину. Основываясь на своей практике, могу смело утверждать, что никакого толку от нее все равно практически нет.

    Основной корпус руля неплохо удерживается и двумя меньшими по размеру струбцинами, естественно, при условии, что последние хорошо затянуты. Их вылет составляет 30 мм, а максимальная толщина крышки стола, которую они могут зажать — 35 мм. Кстати, винты этих струбцин нигде не торчат. Они аккуратно убраны под декоративную панель в верхней части корпуса руля.

    В общем, как вы, я надеюсь, уже поняли, установить и закрепить Logitech MOMO проще простого. После выполнения этой нехитрой операции для приведения устройства в готовность остается соединить все его компоненты соответствующими кабелями. Все кабели Logitech MOMO достаточно длинные, и затруднений с их прокладкой не возникнет. Так, кабель, соединяющий педали с основным корпусом руля имеет длину 1,91 м, а интерфейсный USB-кабель, «произрастающий» из основного корпуса — длину 2.05м. В общем-то после подключения этих двух кабелей устройство уже может функционировать, с тем лишь ограничением, что функция вибрационной обратной связи работать не будет. Для ее работы остается подключить весь комплект к внешнем сетевому адаптеру, длина кабеля которого составляет 2,13 м. Вот после этого Logitech MOMO сможет проявить всю свою мощь и порадовать пользователя.

    Выполнив все описанные выше действия и установив Logitech MOMO, пользователю остается выполнить всего лишь еще одно действие, после чего можно начинать играть: надо установить драйвер устройства. В отличие от драйвера Thrustmaster F1 Force Feedback, драйвер Logitech вовсе не капризен и не конфликтен. Он легко уживается по соседству с драйверами других игровых манипуляторов, от других производителей. Это не значит, что другие драйверы уживаются с ним, но можно быть уверенным, что установленное в систему устройство Logitech работать будет. Как показывает мой опыт, если при этом у вас, в этой же системе, перестал работать манипулятор другого производителя, то проблема кроется именно в его драйвере. Надеюсь, что у вас не возникнет таких ситуаций, и после подключения Logitech MOMO и установки его программного обеспечения вы сможете в полной мере наслаждаться играми без каких либо побочных эффектов.

    Эксплуатация

    Ну, вот! Установили, подключили… Теперь, настало время рассматривать руль, приведенный в рабочее состояние, щелкать по кнопочкам, рассматривать светодиодики, и, в конце концов, приступать к играм. По своей функциональной оснащенности Logitech MOMO несколько уступает описанному в первой части «Эффектного колеса», Thrustmaster F1. Но если вы не очень привередливы, то вам будет вполне достаточно его органов управления:

  • Управление перемещением по оси X (рулевое колесо)
  • Управление перемещением по оси Y (педали)
  • Десять программируемых функциональных кнопок
  • Два светодиодных индикатора режимов
  • Как видите, переключателя видов (POV) в рассматриваемом манипуляторе нет. Нет у Logitech MOMO и возможности аппаратного выключения режима автоматического центрирования руля. При этом, у него достаточно других преимуществ, которые делают его достойным конкурентом среди аналогичных игровых манипуляторов.

    Как и в первой части этого материала, начну я с рассмотрения педалей. Если проводить только внешнее сравнение этой нехитрой части манипуляторов, то, конечно, продукт от Thrustmaster выиграет у многих своих конкурентов. К сожалению, Logitech MOMO не может блеснуть алюминиевым покрытием своих педалей. И корпус, и сами педали выполнены из темно-серого пластика и особой привлекательностью дизайна не блещут. Зато, в эксплуатации они показывают себя наилучшим образом, и найти какие-либо изъяны мне у них не удалось. Описанное мною выше приспособление для удержания корпуса педалей на ковровых покрытиях действительно практически полностью исключает какое-либо его проскальзывание. В значительной мере этому так же способствует дополнительный груз в виде металлических пластин, установленный внутри корпуса педалей. Благодаря нему во время игры передняя часть корпуса не приподнимается, отрываясь от пола, а шипы помогают удержать ее от проскальзывания. Так что, даже установив педали на ковер или палас, вам не придется периодически отрываться от игры для того, чтобы поправить их.

    В противовес буйству красок разноцветных кнопок Thrustmaster F1, дизайн рулевого колеса Logitech MOMO выдержан в строгом стиле. Шесть программируемых функциональных кнопок красного цвета, расположенные на его лицевой стороне, легко доступны. Само же колесо по всей длине окружности покрыто темно-серой, слегка шероховатой резиной. Сзади колеса расположены два «крылышка», которые выполняют функции, соответственно, еще двух функциональных кнопок. «Крылышки» достаточно далеко отстоят от руля и во время игры никак не мешают рукам. Несколько хуже дело обстоит с резиновым покрытием руля. Резина нескользкая, и руки на ней не проскальзывают, но во время игры, в процессе тестирования, у меня постоянно присутствовало ощущение липкости. Сохранялось оно и после игры. Возможно, с течением времени резина износится и этот эффект исчезнет, но проверить это на практике у меня, как вы понимаете, не было времени.

    Оценивая рулевое колесо применительно к различным играм, мне кажется, что оно наилучшим образом подходит для игр, имитирующих состязания на гоночных легковых автомобилях. Его диаметр составляет 25см, а для «Дальнобойщиков», или других гонок на грузовиках желателен больший диаметр. Зато у рулевого колеса Logitech MOMO не самый маленький угол поворота. К сожалению, на деле, он оказался несколько меньше заявленных производителем 240 градусов, но 230 градусов (+/- 115) оказались ему по силам, что уже неплохо.

    Рассматривая фотографии Logitech MOMO, вы, наверное, заметили наличие рукоятки переключения скоростей. Уверен, что она очень понравится тем пользователям, которые в играх не используют автоматическую коробку передач. Качество, с которым сделана эта рукоятка, ни в чем не уступает рулевому колесу. Подобно ему, она покрыта нескользкой шероховатой резиной, с виду очень похожей на ту, которой покрыт и сам руль. Однако, в отличие от руля, после ее использования, у меня не возникало ощущения липкости. Что касается расположения рукоятки, то этот вопрос заслуживает отдельного комментария.

    В большинстве игровых манипуляторов, оснащенных переключателем скоростей в виде отдельной рукоятки, она расположена справа от рулевого колеса. Именно там вы и обнаружите ее у Logitech MOMO после того, как распакуете только что купленный манипулятор. Но пользователя ждет приятный сюрприз. Рукоятка не только очень качественно изготовлена, но и, в придачу к этому, может менять свое положение. Для нее предусмотрено два посадочных гнезда, расположенные симметрично относительно оси рулевого колеса. В одном из этих положений (справа от руля) рукоятка и находится в оригинальной поставке Logitech MOMO. Переставив ее на левую сторону, вы тем самым можете имитировать для себя управление автомобилем с правым рулем. Перестановка рукоятки несложна и подробно описана в русскоязычной части руководства пользователя, которое входит в комплект Logitech MOMO.

    Подобно Thrustmaster F1 Force Feedback, манипулятор Logitech MOMO снащен одним серводвигателем, при помощи которого реализуются все вибрационные эффекты. Ось руля связана с валом серводвигателя посредством зубчатой передачи, без каких-либо ременных передач. В результате, вибрационные эффекты Logitech MOMO несколько более жесткие и менее инерционные, чем у руля Thrustmaster F1. Мощность же эффектов у обоих рулей практически одинакова. Я бы даже сказал, что Logitech MOMO чуть-чуть мощнее, но возможно, это ощущение возникает как раз из-за зубчатой передачи в соединении руля с серводвигателем и обусловленной этим жесткости эффектов. Во всяком случае, руль от Logitech, будучи испытанным в тех же условиях, что и руль Thrustmaster F1, заставлял мой 19” монитор достаточно сильно вибрировать. Установив в настройках игр все вибрационные эффекты на максимум возможного, управлять автомобилями становится несколько проблематично. Так, чтобы уверенно чувствовать себя на поворотах, приходится держать руль двумя руками. Это не значит, что Logitech MOMO настолько силен, что его рулевое колесо нельзя повернуть одной рукой. Можно. Но при этом вы не будете успевать вовремя реагировать на различные возникающие в игре обстоятельства. Конечно, в реальных игровых условиях пользователям, скорее всего, не придет в голову устанавливать максимальные усилия вибрационной обратной связи, однако оценивать возможности манипулятора я счел нужным именно по максимуму его возможностей. И, как показывает моя практика, возможностей Logitech MOMO более чем достаточно для удовлетворения практически любого, даже весьма привередливого пользователя.

    Выводы

    В отличие от руля Thrustmaster F1 Force Feedback, никакой двойственности в отношении к Logitech MOMO у меня не возникло. Рассмотренный сегодня манипулятор, однозначно, очень качественный и неплохой с точки зрения функциональной оснащенности. Не хватает ему разве что переключателя видов (POV), ну и диаметр рулевого колеса желательно было бы сделать побольше. Надеюсь, что недостаток Logitech MOMO, выраженный в липкости резинового покрытия руля, со временем исчезнет, и ему не стоит придавать большого значения. В общем, на данный момент, в двух частях «Эффектного колеса» рассмотрено два игровых манипулятора от двух известных производителей. В дальнейшем я продолжу это «многосерийное» обозрение рулей с функцией вибрационной обратной связи. Но уже сейчас, в отличие от первой части этого материала, у вас есть возможности сравнивать и выбирать. Также очень надеюсь, что предоставляемой мною информации достаточно для того, чтобы вы могли составить впечатление об описываемых мною манипуляторах.

    [ Читайте третью часть статьи ]

    Манипуляторпредоставлен компанией Аlion

    Проба игрового комплекта Logitech MOMO Racing Force Feedback

    Педалей всего две. Традиционное количество для игровых комплектов. Оно и понятно — подавляющее большинство игр требуют лишь акселератора и тормоза — сцепления не надо.

    Вперед, за славой Шумахера

    Для испытаний были выбраны три игры. Аркадные автогонки The Need for Speed: Hot Pursuit 2, один из лучших на сегодняшний день симуляторов ралли — Collin McRae Rally 2 и отличный симулятор Формулы-1 F1-2002.

    Наилучшие впечатления остались после «Формулы». Описать это сложно, лучше один раз почувствовать, чем сто раз услышать. Однако попробую.

    Благодаря обратной связи, игрок чувствует каждую неровность асфальта, каждое столкновение. Чем круче поворот и выше скорость, тем сложнее поворачивать — центробежная сила дает о себе знать. Поездка по бордюру — это вообще приключение. Если при игре на клавиатуре игрок мог позволять себе едва ли не в каждом вираже слегка «забираться» на поребрик, то теперь придется сто раз подумать. Одно колесо на ребристой поверхности, и руль в руках начинает трясти. Само собой, при этом становится сложнее вести болид по необходимой траектории — в итоге все может закончиться тут же, на гравийной полосе безопасности. Даже если не увеличивать силу обратной связи в опциях устройства в Windows, с непривычки руки довольно-таки быстро устают. В итоге полуторачасовая гонка превращается в испытание не сколько на внимательность и ловкость рук, сколько на выносливость. Вроде, сто раз играл, знаешь, как надо проходить тот или иной поворот, знаешь, на какой передачи и с какой скоростью. Так ведь сложно удержать автомобиль на траектории.

    Дополнительные кнопки под рулем использовались для переключения передач. Из остальных шести — две для того, чтобы смотреть по сторонам, одна — чтобы смотреть назад, одна — для включения/выключения ограничителя оборотов, одна — в качестве сцепления (помогает на старте — в остальных случаях сцепление автоматически управляется компьютером) и последняя — для временной остановки игры (паузы). В общем, недостатка в кнопках я не испытывал. Хотя будь бы еще парочка, и для них бы функции нашлись.

    Colin McRae Rally 2. По идее, здесь отдача от разных кочек, ям и прочих маленьких радостей простого автогонщика должна быть меньше, чем в Ф-1. Все же подвеска болида «Формулы» и подвеска раллийного авто — это немного разные вещи. Ничуть нет. Вообще, отдача от руля в CMR2 куда меньше, чем в F1-2002. Не знаю, чем это вызвано, но факт налицо. Поворачивать же «баранку» элементарно просто — не чувствуется почти никакого сопротивления. Обратная связь еле чувствуется.

    С настройкой кнопок проблем не возникло за отсутствием необходимости в оной. Поворачивайте рулевое колесо, давите на педали — больше тут ничего не надо. Поэтому кнопки на руле удобно настроить в качестве замены «стрелкам» на клавиатуре и Enter’у. Чтобы справляться со всеми меню исключительно силами манипулятора.

    The Need for Speed: Hot Pursuit 2 — эта игра вышла совсем недавно, буквально месяц-другой назад. Здесь обратная связь чувствуется куда лучше, чем в предыдущей игре. Однако эффекты feedback’а не впечатляют. Вроде едешь, чувствуешь тряску, удары… но все равно что-то не то. Ну не так должен вести себя руль, и все тут! Неправдоподобно получается. Ситуация с настрокой кнопок на руле здесь такая же, как и в случае с CMR2.

    В свое время мне довелось поиграть в TNFS:HP2 на приставке Sony Playstation 2. Тоже с рулем. Там обратная связь показала себя гораздо лучше. Учитывая то, что во всех рулях, джойстках, мышках и пр. используется одна и та же технология Force Feedback — от Immersion, сказать в чем дело, сложно. Вероятно все же проблема заключается либо в драйверах, либо непосредственно в коде PC-версии игры.

    Drivers for drivers

    Помимо, собственно, драйверов, на прилагающемся диске находится множество полезных утилит. Прежде всего, программа Logitech WingMan Profiler. При первом запуске она просматривает системный реестр и находит данные обо всех установленных играх. Впоследствии можно настроить девайс для каждой из них в отдельности. Удобно, но ничто не мешает обойтись обычными внутриигровыми опциями. В качестве минуса стоит выделить то, что утилита не видит разницы между, скажем, автосимуляторами и квестами. Как следствие, список доступных игр заполняется всякими Escape from Monkey Island и иже с ним.

    Руль не роскошь! Тестирование наборов “руль + педали“

    За последнее время вышло много автосимуляторов и гоночных аркад — GT Legends

    ,
    GTR
    ,
    Need for Speed: Most Wanted
    ,
    ToCA Race Driver 3
    ,
    Crashday
    . Самое время задуматься о подходящем контроллере, тем более что производители джойстиков, геймпадов и рулей недавно обновили свои линейки. В связи с этим мы представляем вам обзор четырех самых новых наборов «руль + педали» и еще одного старого знакомого…

    Руль Genius TwinWheel

    — устройство в меру простое и относительно недорогое. Он не обладает полноценной системой обратной отдачи
    Force Feedback
    , но зато в нем есть два вибромотора. Трасса чувствуется кончиками пальцев, особенно в моменты аварий и при движениипо неровной дороге.

    Крепление блока осуществляется с помощью присосок и двух съемных струбцин. Решение использовать резиновые присоски выглядит логичным — они не поцарапают стол. Но если ограничиться ими, конструкция будет ездить по столу. Рулевое колесо пластиковое и тонкое, качество среднее. На баранке расположены 12 программируемых клавиш, 8 из них собраны в группу в виде геймпада — он чем-то напоминает манипулятор от PlayStation 2

    . И неспроста, ведь руль совместим с этой консолью.

    Блок педалей прост, маленькая платформа и слабое сопротивление пружин при нажатии потребуют привыкания — трудно будет удерживать педаль в среднем положении.

    Руль подключается через USB-порт и не требует внешнего питания. Оно и понятно — виброотдача работает за счет двух простых моторов, больших нагрузок не предвидится. Педали к рулю подключаются спереди, что очень неудобно.

    Когда управляешь этим рулем, желания переключиться в режим из кабины не возникает, но это присуще всем комплектам без обратной отдачи. Необходимо следить за поведением машины зрительно, вибрация не позволяет тонко чувствовать авто.

    Руль ориентирован на начинающих пользователей и стоит недорого. Удовольствие от игры несопоставимо больше, чем при использовании клавиатуры, но… есть и более интересные варианты с полноценной отдачей.

    Ориентировочная стоимость Genius TwinWheel — $65.

    Genius TwinWheel — первый шаг на пути к большому спорту. У TwinWheel педали слишком маленькие и легкие. Thrustmaster Rallye GT PRO FFB — хороший выбор для любых типов гонок.

    Наконец мы добрались до нового hi-end продукта от Thrustmaster — Rallye GT PRO FFB

    . В коробке лежат руль, педальный узел, небольшая инструкция и диск с программным обеспечением.

    Дизайн рулевого колеса выглядит технологично. Вся поверхность прорезинена — как ни ухватись, рука не будет скользить и потеть при длительной игре. Центральная часть сделана из обычного пластика. По левую сторону расположены кнопки управления видом из кабины, справа четыре программируемых клавиши, в нижней части еще три. Посередине металлическая вставка с логотипом компании. Под рулевым колесом есть два рычага и еще пара аналоговых. С правой стороны рулевого блока находится рычаг КПП, чуть ниже — две программируемых кнопки. Честно говоря, использовать КПП не очень удобно.

    Педали держатся уверенно и надежно.

    Расположение кнопок продумано хорошо — дотянуться до них во время игры не составит труда. Конструкция крепежа вполне пристойна, хотя при избыточном усилии можно повредить резьбу — она пластиковая.

    Порадовал педальный узел. Основа большая, алюминиевые вставки на педалях смотрятся эффектно. Ход педалей в меру плавный, в меру тугой — при длительной игре не устаешь.

    Данный комплект установил новый рекорд — у него есть пять независимых осей! Их можно настроить на газ и тормоз, а также ручной тормоз и сцепление. Такая возможность понравится любителям максимального реализма.

    Программное обеспечение не вызвало нареканий. Установка прошла без проблем; можно выбрать количество активных осей, протестировать эффекты обратной отдачи и отрегулировать их силу.

    Эффекты отдачи сильные, люфта во время работы практически нет, что сделало руль жестким и немного скупым при столкновениях. В большинстве случаев силу обратной отдачи стоит ослабить, чтобы более четко управлять машиной. Иначе не видать вам рекордов и трофеев, как своих ушей.

    Общее впечатление от Rallye GT PRO FFB осталось хорошее. У комплекта есть ряд уникальных положительных сторон — достойные педали, наличие пяти независимых осей и достаточное количество программируемых кнопок. Недостатки — система крепления выглядит не столь убедительно, коробка передач не так практична, как хотелось бы.

    Ориентировочная стоимость Thrustmaster Rallye GT PRO FFB — $135.

    Thrustmaster Ferrari GT 2 IN 1 FFB полностью оправдывает свою цену!

    ThrustmasterFerrari GT 2 IN 1 FFB

    во многом повторяет старшую модель. Удивительно, но этот набор относится к недорогим продуктам, несмотря на логотип
    Ferrari
    . Неожиданный ход,ничего не скажешь!

    Комплект поставки ничем не удивил — все стандартно. Во многом эта модель идентична старшей и более дорогой Rallye GT PRO FFB. Отличительной чертой Ferrari GT 2 IN 1 FFB стала универсальность — его можно подключить не только к компьютеру, но и к PlayStation 2. На этот случай предусмотрен соответствующий разъем. Подписи к кнопкам соответствуют тем, что вы можете увидеть на геймпаде PS2, — это облегчит управление во время игры. На рулевом колесе расположены четыре дополнительных кнопки, причем расположены очень удачно. Боковины руля сделаны из прорезиненного пластика, в то время как верхняя и нижняя части — из обычной пластмассы (увы!). Здесь разработчики явно решили сэкономить. В сердцевине красуется гарцующая лошадь — символ Ferrari. Расположение основных кнопок идентично старшей версии. За рулевым колесом остались лишь два рычага, но эта потеря не критична. КПП также исчезла, но учитывая, что ее польза сомнительна, горевать мы не станем. Установка руля и крепеж повторяют Rallye GT PRO FFB.

    Педальный узел претерпел косметические изменения — он лишился алюминиевых вставок. Это единственное отличие.

    Несмотря на все свои сходства, эта модель ведет себя в играх несколько иначе. Баранка более свободна, но обратная связь все так же сильна, и дорожные эффекты четко чувствуются. Сложно сказать почему, но по ощущениям Ferrari GT 2 IN 1 FFB понравился больше. Отсутствие дополнительных осей, алюминиевых вставок на руле и педалях, ручной КПП оказалось не столь существенным. Другое дело, что руль не полностью прорезинен, — это минус. Зато цена существенно ниже, а общее качество материалов и сборки на том же высоком уровне.

    Ориентировочная стоимость Thrustmaster Ferrari GT 2 IN 1 FFB — $80.

    Педали устойчиво держатся на полу.

    Formula Force EX

    —еще одна новинка, на этот раз от
    Logitech
    . В компактном руле реализован полноценный эффект Force Feedback.

    Рулевое колесо толстое и в месте хватки обрезинено. Эргономика неплохая, но не более того. Продолговатые дополнительные кнопки не столь удобны, некоторые клавиши на руле расположены неудачно. К счастью, джойстик видов расположен удобно, сразу под большим пальцем левой руки, а справа четыре дополнительных кнопки. Обычную коробку передач заменяют подрулевые кнопки — они слишком жесткие и не чувствительные.

    Педальный узел слабоват, срабатывание газа и тормоза происходит неравномерно — в начале хода характеристики меняются незначительно, в конце получаем резкий скачок. В первое время это особенно сбивает с толку. Основа педалей невелика и стоит она неуверенно.

    Теперь о креплении. Две пластиковые струбцины надежно фиксируют руль на столе. Подключение педалей осуществляется с помощью COM-разъема. Однако закручивающих винтов на нем нет, так что он иногда отходит, поэтому тормоз и газ иногда не работают.

    Тем не менее комплект понравился своей системой обратной отдачи и проработкой мелочей. Усилие на руле при повороте чувствуется очень хорошо. Неоднозначное впечатление оставили жесткие кнопки переключения передач, блок педалей оказался излишне легким, а газ — неравномерным.

    Ориентировочная стоимость Logitech Formula Force EX — $90.

    Logitech Formula Force EX — качественный и недорогой руль. Педаль газа требует привыкания — она чересчур легкая.

    Первое, что хочется отметить в LogitechMOMO Racing

    , — дизайн и эргономику. Рулевое колесо полностью прорезинено, каждая деталь продумана. По двум сторонам центральной части находятся шесть кнопок (негусто), расположены они оптимально. Подрулевые лепестки для переключения передач большие и практичные. На ободе по центру находится кольцо. Установили его для того, чтобы в пылу борьбы за первое место можно было на ощупь определить положениеруля.

    MOMO Racing — еще один комплект, в котором есть рычаг переключения передач. В стандартном положении он находится справа, как и положено любой приличной европейской и американской машине. Но его можно в минуту переставить и на левую сторону — любители японских и английских авто будут довольны.

    Большая торпеда крепится к столу с помощью двух традиционных струбцин и дополнительного крепежного винта снизу. Получается надежное трехточечное крепление.

    Блок педалей заслуживает похвалы — платформа большая, держится устойчиво. Ход тормоза реалистичен — вначале легкий, в конце тугой. Педаль газа равномерна во всем диапазоне нажатия.

    В гонках отдача очень реалистичная, но ее определенно стоит отрегулировать заранее — слишком сильная. Руль одинаково хорошо проявил себя и в аркадах, и серьезных симуляторах. Работать газом было одно удовольствие — можно с высокой точностью дозировать усилие. Несмотря на свой преклонный возраст, Logitech MOMO Racing остается лучшим выбором для любителей автосимуляторов.

    Ориентировочная стоимость Logitech MOMO Racing — $120.

    Logitech MOMO Racing — лучший выбор на данный момент. Блок педалей имеет большое основание. История успеха MOMO История MOMO

    началась в 60-е годы.
    Джампьеро Моретти
    (итальянский гонщик-любитель) попросил своего друга помочь в создании нового руля к своей машине. В итоге получился руль меньше, чем обычно, но, как ни странно, он оказался удобнее. Такая конструкция понравилась
    Джону Сартису
    , гонщику команды
    Scuderia-Ferrari
    . В 1964 году он завоевал чемпионский титул, и с этого момента карьера Моретти резко пошла вверх. В 1969 году открылся завод по производству автомобильных рулей — так и родилась марка
    МОМО
    . Логотип получился из первых двух букв фамилии Моретти и названия трека «Монца». Рулями МОМО были оборудованы все гоночные болиды Ferrari. Позже было открыто подразделение MOMO Design, которое распространило этот лейбл на часы, шлемы, одежду, очки, велосипеды и даже аксессуары для гольфа. Докатилась МОМО-мания и до геймеров. Руль
    Logitech MOMO Racing
    разработан совместно с этим известным ателье.

    Мы пересекли линию старт-финиш, и можно подводить итоги нашей гонки. По сей день лучшим выбором для виртуальных гонщиков остается Logitech MOMO Racing — дизайн руля, к которому приложили руки кудесники из студии MOMO, остается эталоном. Сила эффектов обратной отдачи достаточная, педали оставили только положительные впечатления. Единственное, что может удержать от покупки, — высокая цена.

    Одноклассником этого ветерана является Thrustmaster Rallye GT PRO FFB. Набор в целом неплох, но многие функции — коробка передач, дополнительные оси — оказались непрактичными. Более оптимальным выбором видится нам младшая модель — Ferrari GT 2 IN 1 FFB. Она удобна, практична, к тому же руль можно подключать еще и к PlayStation 2.

    У Logitech Formula Force EX хорошо проработан руль, но некоторые кнопки недосягаемы, другие слишком жесткие. А педальный узел оказался излишне легким.

    Модель Genius TwinWheel максимально проста. Она оказалась самой дешевой в нашем тесте. Ее едва ли можно рекомендовать для игры в серьезные симуляторы вроде GT Legends или F1 Challenge 99-02

    , но для простеньких аркад вполне хватит.

    Благодарим следующие компании за предоставление оборудования:

    Logitech
    (www.logitech.ru)— Logitech Formula Force EX, Logitech MOMO Racing;
    Alion
    (www.alion.ru) — Thrustmaster Ferrari GT 2 IN 1 FFB, Thrustmaster Rallye GT PRO FFB;
    Бюрократ
    (www.buro.ru)— Genius TwinWheel.