Фестивали, спектакли и выставки июня — lk-rt-ru.ru

29.05.2021 0

Весь театральный сезон МХАТ имени Горького выпускал одну премьеру за другой. Театралы жадно следили за каждой новой постановкой и удивлялись размаху и разнообразию нынешнего репертуара театра.

Летом, когда все труппы уходят на каникулы, МХАТ имени Горького представляет заключительную премьеру нынешнего сезона — 11—12 июня. И выбрал для этого очень злободную, нервную, неоднозначную тему. «Чудесный грузин» — это спектакль-провокация и спектакль-исследование о том, как никому неизвестный Иосиф Джугашвили стал «предводителем нации» и «отцом народов».

Чтобы понять какое-либо явление, нужно увидеть, как оно зарождалось, из чего формировалось, что на него повлияло. Именно этого и не достает в исследованиях биографии и личности Сталина. Долгие годы молодость Сталина была под грифом «Секретно»: биография при жизни вождя сочинялась, ни о каких контрабандистских подвигах и жестоких терактах нельзя было говорить.

Фото: материалы пресс-служб

МХАТ берется за острую, провокационную, опасную тему — молодость вождя. История молодого революционера-подпольщика, отправленного партией на задание в Батуми, перерастает в настоящий детектив, главной тайной которого остается загадка личности самого Сталина. Ведь мало поднять архивы и вскрыть правду о том, как в молодые годы этот «чудесный грузин» (так называл молодого члена партии Владимир Ленин) проводил теракты, шел по головам, не жалея товарищей и мирных граждан. Важно еще понять причины и цели его поступков.

Действие пьесы начинается в 1924 году на XIII-м съезде РКП(б), на котором Сталин был выбран Генеральным секретарем. Перед голосованием будущий Вождь вспоминает свою юность, и зритель переносится в 1902 год, в Батум, где «Чудесный грузин» начал восхождение к бездне.

Главный вопрос, поставленный в пьесе — чего в молодом Сталине больше: революционного максимализма или властолюбия? В какой момент произошли качественные изменения в личности и характере, когда, как хищник, попробовавший первой крови, он почувствовал в себе жажду власти над людьми?

Сразу скажем: ответы нужно будет искать самостоятельно, эта постановка лишь дает почву (благодатную) для рассуждений. «Моя главная цель, чтобы зрители после просмотра спектакля задумались, как легко нами манипулировать, когда мы теряем свои корни, веру, традиции. И как используются человеческие страсти, слабости и пороки в достижении собственной цели», — говорит режиссер спектакля Рената Сотириади.

«Маленькое» искусство

Новую выставку «Маленькое» искусство’, которая открылась в Еврейском музее и центра толерантности, можно назвать в каком-то смысле революционной. Ведь обычно те работы, которые представлены на экспозиции, принято было оставлять в запасниках — после того, как для показа отобраны главные, «убедительные» работы. Да, эти работы «маленькие» — в буквальном смысле этого слова. Но как много из них можно понять о больших художниках.

Выставка «„Маленькое“ искусство» состоит из нескольких разделов, рассказывающих о разных смысловых воплощениях произведений маленького размера. Первая часть связана с наиболее понятной, вспомогательной функцией небольшого наброска. На примере работ Левитана, Поленова, Репина и других художников можно проследить движение от замысла в маленькой композиции к известным полотнам.

Ольга Бродзка

Вторая часть выставки — уникальная графика Казимира Малевича, Михаила Ларионова, Николая Суетина, Ильи Чашника и других авторов авангардных движений 1910—1920-х гг.

И, наконец, третья часть — «Камерное» — возникла во многом в связи с лагерными миниатюрами Михаила Соколова. Оказавшись в заключении, художник пытался сохранить возможность работать, используя доступные в условиях преследования материалы. Так появился цикл крошечных работ, близких к формату спичечного коробка.