1 июля родилась Вера Мухина. Первая половина жизни — lk-rt-ru.ru

01.07.2021 0

Величайший скульптор, родившейся в далёком, как нам теперь кажется, XIX веке Вера Мухина была не только гениальным мастером, тонко чувствующим пространство и гармонию, но она ещё является единственной женщиной скульптором в истории русского монументального искусства.

Она успешно трудилась наравне с такими замечательными скульпторами мужчинами, как В. Андреевым, И. Шадром, Б. Иофаном, М. Манизером и другими.

Но при этом Мухина легко переходила от потрясающей мощи монументальной скульптуры «Рабочего и колхозницы» к грациозным декоративным статуям, миниатюрным статуэткам и хрупким творениям из художественного стекла.



Её талантом восхищались многие талантливые люди того времени, среди них Максим Горький, Ромен Роллан и другие известные люди того времени.

Родилась Вера 1 июля 1889 в Лифляндской губернии Российской империи, в Риге, в семье богатого купца Игнатия Кузьмича Мухина.

Отец Веры не просто был купцом, занимающимся коммерцией, но ещё и художником-любителем, передавшим дочери свой талант. Игнатий Кузьмич слыл известным меценатом, помогающим молодым талантам. Дед Веры, Кузьма Игнатьевич так же был крупным меценатом. Мать Веры была француженкой.

В семье постоянно велись разговоры о живописи, музыке, литературе, театре.

Мать девочки умерла, когда Вере было всего два года от туберкулёза или как тогда говорили, от чахотки. Не помогло ей и лечение на юге Франции. После смерти матери отец на год увёз Веру в Германию.

У Веры была сестра. Отец после смерти жены перевёз детей в Феодосию, надеясь, что благодатный климат Крыма позволит им вырасти здоровыми.

Начальное образование Вера получила домашнее. Увидев в Феодосии картины Айвазовского, Вера настолько вдохновилась ими, что начала рисовать. Отец поощрял занятия дочери рисованием. А вот с музыкой девочке поладить не удавалось, к тому же ей почему-то казалось, что отцу её игра на рояле не нравится.

Дела у отца пошли не очень хорошо, отец Веры стал терять деньги. Но, тем не менее, он купил морской пейзаж у умирающего от чахотки художника Алисова.

В Феодосии семья прожила до 1904 года. В этом году умер отец. Оставшихся сиротами девочек родственники забрали в Курск.

К счастью, родственники оказались людьми обеспеченными и не экономили на сёстрах Мухиных. Они наняли для сестёр гувернанток, сначала немку, потом француженку, позволили сёстрам путешествовать по миру. Девочки побывали в Берлине, Дрездене, Тироле.

В Курске Вера поступила учиться в гимназию, которую окончила с отличием. Кроме учёбы Вера любила наряды и балы.

Родственники надеялись подыскать юной художнице достойную пару и выдать её замуж. Но Мухина замуж не торопилась. Вера переехала в Москву.

В 1909-1911 годах она занималась в частной студии известного пейзажиста К. Ф. Юона, в 1011 году перешла к И. О. Дудину, И. И. Машкову.

В эти же годы она начала проявлять интерес к скульптуре и параллельно с занятиями живописью и рисунком стала посещать студию скульптора-самоучки Синицыной, находившуюся на Арбате. За небольшую плату там выделяли место для работы, станок и глину.

В начале 1912 года на рождественские каникулы Вера отправилась в гости к родственникам в имении под Смоленском, где катаясь на санях с горы, она врезалась в дерево, и ей веткой отрезало часть носа. Истекающую кровью Мухину привезли в больницу и местные врачи так «сшили» её лицо, что девушка не могла смотреть на себя, хотя и сказала, когда ей сняли бинты: «Живут и хуже».

Дядюшки отправили племянницу на лечение в Париж, где ей сделали несколько пластических операций. Лицо Веры изменилось, стало резким, большим и как бы мужским. Современники говорили, что новый облик наложил свой отпечаток на характер художницы, который стал волевым и целеустремлённым.

На завершающем этапе своего лечения Вера училась у знаменитого скульптора Эмиля Антуана Бурделя, ученика самого Родена. У него, по словам самой художницы, она научилась основам ремесла: «крепко схватывать форму», представляя объект в целом, уметь выделять нужные детали.

Вера настолько была требовательна к себе, что, если мастер делал ей замечание, она разбивала скульптуру вдребезги.

Кумиром юной девушки был гений эпохи Возрождения Микеланджело, и она стремилась к тому, чтобы ваять не хуже.

Параллельно Мухина посещала академию «Ля Палетт» и школу рисунка, которой руководил известный педагог Коларосси. Именно в Париже Мухина поняла, что скульптура – это её призвание.

Посетив Италию, Мухина изучала работы известных художников периода Ренессанса.

В Париже к Вере пришла первая большая любовь. Её избранником стал беглый эсер-террорист Александр Вертепов. Но в 1915 году молодые люди расстались, так как Александр отправился воевать на фронт на стороне Франции. Вера в 1914 году вернулась в Москву. Вскоре пришло известие о гибели жениха.

В это время в России Мухина создаёт первое большое произведение – скульптурную группу «Пьета», реквием по погибшим, задуманный как вариация на темы скульптур Возрождения.

Первая мировая война перевернула сознание и привычную жизнь многих людей, в том числе и Веры Мухиной. Она на время оставила занятия скульптурой и поступила на курсы медсестёр. В 1915 году она уже работала в госпитале. Образованная девушка из купеческой семьи приняла революцию с пониманием. Она продолжила работу в госпитале и во время Гражданской войны. Там она встретила своего будущего мужа – Алексея Андреевича Замкова, который работал врачом. Но обвенчались они только через четыре года.

Когда молодой доктор Алексей Замков сам заболел тифом и был на грани жизни и смерти, Вера Мухина в течение целого месяца не отходила от его постели. Она чувствовала, что влюблена, но признаться в своей любви красивому доктору не решалась.

Осенью 1917 года в госпиталь попал снаряд. Вера потеряла от этого взрыва сознание. А когда очнулась, увидела перепуганное лицо Замкова. «Если бы ты погибла, я бы тоже умер!» — выдохнул он.

В 1919 году Замков принял участие в Петроградском мятеже, за что его должны были расстрелять. Но Алексею Андреевичу повезло, он оказался в ЧК в кабинете Менжинского, которому в 1907 году помог покинуть Россию. На этот раз Менжинский сказал ему: «Эх, Алексей, ты в 1905 был с нами, потом ушёл к белым. Тут тебе не выжить».

Когда Веру Мухину спросили о том, почему она полюбила своего будущего мужа, она ответила так: «В нём очень сильное творческое начало. Внутренняя монументальность. И одновременно много от мужика. Внутренняя грубость при большой душевной тонкости. Кроме того, он был очень красив».

Алексей Андреевич Замков на самом деле был талантливым и неординарным доктором, он лечил не только методами официальной медицины, но и нетрадиционной, применял в лечении больных народные методы.

Был он человеком общительным и весёлым, любил компании, и в тоже время был наделён большим чувством долга. Женщины чувствуют себя с такими мужьями, «как за каменной стеной».

Брак скульптора и врача оказался крепким и счастливым. Они вместе переживали и радости, и трудности. Самым большим испытанием для пары оказалась болезнь их сына Всеволода. Ему было всего четыре года, когда он травмировал ногу. Все врачи, к которым обращались перепуганные родители, отказали им в помощи, считая этот случай безнадёжным. Мальчика спас отец. Замков сам прооперировал сына дома, на кухонном столе. И мальчик пошёл на поправку. Впоследствии Всеволод полностью выздоровел, получил хорошее образование, стал физиком, женился и обзавёлся детьми, порадовав родителей внуками.

В 1916 году Мухина сотрудничала с Камерным театром Александра Таирова. Сначала она лепила скульптурные части декораций к спектаклю «Фамира-кифарэд», потом принялась за моделирование сценических костюмов. В 1920 годы молодая художница стала работать со звездой русской моды Надеждой Ламановой, которая когда-то одевала царскую семью. Теперь Ламанова шила наряды для советских женщин. В 1925 году Ламанова и Мухина издали альбом моделей «Искусство в быту». И в том же году им предложили отправиться в Париж на Всемирную выставку, чтобы представить коллекцию холщовых и льняных платьев с выточенными из дерева пуговицами. Были так же платья из бязи и сукна. Для украшения платьев Мухина придумала оригинальный орнамент, который назвали «петушиным узором». Головные уборы были изготовлены из рогожи. В итоге «крестьянская» коллекция Ломановой и Мухиной на Всемирной выставке в Париже получила Гран-при.



Позднее Вера Мухина, как дизайнер работала над оформлением советских павильонов на меховой и книжной международных выставках. Мухина разрабатывала кроме эскизов тканей и ювелирных украшений обложки для книг.

Вера Мухина всю свою творческую жизнь использовала разные материалы и поэтому её работы поражают своим многообразием.

Продолжала она и ваять. В те же 1920- е годы она создала такие известные работы, как «Пламя революции», «Юлия», «Ветер». На лепку этих работ оказало влияние увлечение Мухиной в то время кубизмом и работы эти оказались настолько новаторскими, что не нашли понимания у публики.

Но поклонников её творчества восхитила скульптура «Крестьянка», «сделанная из чернозема». Красота, даже грация и одновременно мощь тела женщины-труженицы не могла не волновать не только ценителей искусства, но и обычных людей. Её называли бабой, «вросшей» ногами в землю. Руки у «Крестьянки» были мужские – Мухина лепила их с рук своего мужа. Сама Вера Игнатьевна говорила о своей скульптуре: «Моя «Баба» твёрдо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в неё. Я делала её без натуры, из головы. Работая всё лето, с утра до вечера».



Хвалебный отклик написал знаменитый художник Илья Машков. На выставке «10 лет Октября» скульптура получила гран-при. Её называли «народной богиней плодородия».

Сначала «Крестьянка» появилась в Третьяковской галерее, но позднее для неё отлили копию. А оригинал в 1934 году был выставлен на XIX Международной выставке в Венеции, после чего «Крестьянку» купил музей Триеста, а после Второй мировой войны скульптура попала в Ватикан.

Скульптор удивилась тому, что её вроде бы «простая русская баба» удостоилась столь высокой чести.

Позднее после посещения Европы, скульптур испытала на себе влияние изящных работ стеклодувов из Мурано, и создала утончённый женский образ – сидящую в музыкальной позе балерину. Моделью скульптора была знакомая Вере балерина. Сначала эту фигурку Мухина сделает из мрамора, а позднее из фаянса и лишь в 1947 году перевоплотит её в стекло.



Мухина всю свою творческую жизнь использовала разные материалы и поэтому её работы поражают своим многообразием.