НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время дети не знают или забывают обычаи и традиции своего народа, фольклор, сказки, а с детского сада дети через игры познают корни своего народа. Как мы знаем, личность формируется с семьи, потом идет раскрытие в социуме (детский сад, школа, вузы), параллельно идет изучение национальности, страны, мира и это все дает гармоничное общение между многочисленными людьми. Самое важное, чтобы человек оставался человеком в прямом смысле этого слова.
… «Наша работа в том, что начиная с младшего дошкольного возраста, мы прививаем любовь к русскому народному творчеству через знакомство с потешками, закличками, поговорками, русскими народными сказками, а также через песни и танцы. Знакомим детишек с декоративно-прикладным искусством в рисовании и лепке. Воспитываем и пробуждаем любовь к работе народных мастеров. Учим детей создавать своими руками поделки народных промыслов.
Результат
К старшему дошкольному возрасту дети хорошо начинают понимать, что такое искусство, знают традиции, обычаи, имеют представление о русском народном творчестве и декоративно-прикладном искусстве, умеют создавать художественные образы. Дети начинают понимать, насколько богата наша Россия талантливыми мастерами. Дети начинают уважать и понимать всю красоту родной природы.
В этой статье мы хотим донести до нашего общества, что начинать учить детей видеть прекрасное и красивое нужно с раннего детства».
Авторы статьи: Ворон Татьяна Васильевна, Шулимова Лидия Васильевна, Маташкова Светлана Валерьевна, Васина Ирина Егоровна (воспитатели, которые работают над этой темой)
«Патриотическое воспитание имеет множество граней. Первая из них – это видение мира. То, что открывается перед человеком с первых шагов его сознательной жизни… Дорожить по-настоящему – это, значит, хранить, оберегать, быть лично заинтересованным в судьбе родного края»
В. Сухомлинский
… «Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые
представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Крылатая фраза «Всё начинается с детства» является основным стержнем в формировании ребенка-дошкольника как личности, гражданина своей страны.
Основными задачами дошкольных учреждений являются: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей Родине, семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, беседах, в быту.
Первые чувства патриотизма у ребенка формируются в отношении к самым близким людям – к маме, отцу, бабушке, дедушке. Педагоги эти знания дают детям на тематических и интегрированных занятиях: «День Матери», «День пожилого человека», «Папа может». К тематическим мероприятиям дети совместно с взрослыми оформляют стенды, фотоальбомы, делают подарки, готовят выступления. Очень интересно проходят совместные спортивные соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья», зимняя и летняя Олимпиады. Совместный труд и игры на участке помогают детям и родителям объединиться, стать более близкими друг другу. Расширяя данную тему, педагоги постепенно подводят детей к понятию слова «Родина», интересу и любви к родному краю. Все, что окружает ребенка с первых дней жизни, вызывает положительные эмоции, изумляет его и находит отклик в его душе. Формируя знания о своем доме, улице, городе, стране, столице, государственных символах необходимо построить работу так, чтобы эти понятия были близки и понятны детям. Педагоги в детских садах организуют экскурсии по улицам города, к памятным местам, в музеи. С приходом новых технологий многие педагоги используют виртуальные экскурсии, т.к. они помогают посетить те места, куда сложно попасть, но в тоже время получить красочные, новые впечатления. К торжественным мероприятиям «День города», «День Земли», «День независимости России» организуются концерты с участием взрослых и детей. Дети с большим удовольствием рисуют на асфальте, создавая общие тематические композиции, участвуют в викторинах и конкурсах.
Забыл прошлое – потерял будущее
Чувство патриотизма очень многогранно, но особое место в работе детского сада уделяется формированию у ребенка активного, положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми.
Тема патриотизма, ответственности за свою Родину, особенно актуальна в этом году, когда вся страна готовится отметить 70-летие Победы в Великой Отечественной Войне. В доступной форме нужно объяснить ребенку, что нельзя забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа, нашей
Родины. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Необходимо восстановить связь между прошлым и настоящим, дать понять детям, что они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям, почувствовать личную ответственность за свою Родину и ее будущее.
В дошкольных учреждениях широко применяется проектная деятельность «Защитники земли русской», в которой отражен весь процесс подготовки к знаменательной дате. Цель данного проекта – формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе доступных знаний и деятельности детей, знакомить с историей Российской Армии и её ролью в современном обществе, воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества. В течение всего года педагоги с детьми и родителями создают мини-музеи боевой славы, фотоальбомы и вернисажи. Для ветеранов и родителей организуются торжественные мероприятия, концерты, театрализованные выступления: «Защитники земли русской», «Игрища русских богатырей», «Дети – герои войны», «Никто не забыт и ничто не забыто».
Возможно, эти впечатления ребенок-дошкольник не полностью осознает, но пропущенные через свое видение и восприятие, они сыграют большую роль в становлении личности патриота»…
Автор статьи: Васина Ирина Егоровна (воспитатель старшей группы)
Задавайте вопрос психологам на сайте Women’s Time и получите рекомендации
Читайте подробные примеры разных ситуаций и пошаговой проработки запроса. Личный психолог – индивидуальная работа
Смотрите видеоуроки психологов журнала Womens Time
Источник: