Учебники утверждают: в 988 году князь Владимир принял православие и крестил языческую Русь, тем самым открыв новую страницу в истории нашей страны и заслужив статус святого. А вот древнерусские летописи сомневаются… И в дате, и в новизне, и даже в святости…
Такая вера нам не нужна!
Князь Владимир Святославович сидел в стольном Киеве и размышлял — одни его люди костры Перуну зажигают, другие Аллаху молятся, иные и вовсе в иудеи подались. Со времен его бабки — княгини Ольги, истовой христианки — много появилось на Руси и христиан, даже в княжеской дружине воины крестились, причем самые дисциплинированные. Единства же не было, а значит, и сильного Киева тоже.
И понимал это не он один, но и правители заморских стран. Послы у крыльца так и толпились, наперебой предлагая принять веру их народа.
Первыми принял князь камских болгар: «Прими веру мусульманскую, как самую правильную. Мы молимся единому Богу, водку не пьем, свинину не едим, зато жен можем иметь, сколько прокормим!» «Что жен разрешено заводить много — это хорошо», — рассуждал Владимир, — но то, что пить запрещено, никуда не годится, какой же праздник без водки!» А тут еще греки зашептали на ухо, мол, мусульмане — о, ужас! — занимаются нечистым (оральным сексом). «Тьфу, мерзость какая!» — воскликнул князь и велел проводить развратников со двора.
Немцам-католикам ответил, не мудрствуя лукаво: «Отцы наши веры вашей не приняли, и я не приму!», хотя в душе и пожалел — уж больно красивые у них богослужения.
Пришли к Владимиру и хазарские евреи, принялись унижать христиан, мол, верят в того, кого они распяли. Князь слушал, кивал, но как выяснилось, что Бог отвернулся от еврейского народа, лишив родной земли, отвернулся и он: «Как же вы других учите, а самих Бог рассеял по чужим странам! Нам такой судьбы не надо!»
Ищите женщину?
Стал беседовать с князем ученый муж от православных греков, и «испытание вер» закончилось его победой. Почему? Летописцы объясняют выбор Владимира тем, что, мол, Ольга тайно привила внуку любовь к христианству, несмотря на сопротивление его отца — Святослава, закоренелого язычника. Но те же рукописи в ярких красках расписывают, каким «усердным язычником» показал себя Владимир.
Скандинавские источники и вовсе утверждают, что русский князь христианства так и не принял, жил в язычестве до конца дней своих — пил, гулял, убивал. Убивал, правда, в ратном бою, подчинив Киеву немало окрестных земель. Мало того, в честь своих побед устанавливал на холмах «кумиров» — изображения Перуна с серебряной головой и золотыми усами. Разве смиренный христианин позволял бы себе такое? А жен у русского князя было больше, чем у любого мусульманина — по разным городам и весям, согласно преданию, около восьмисот!
Между тем в то же время, когда князь Владимир озаботился выбором единой веры для своего народа, он вел переговоры о заключении важного для Руси союза с Царьградом (Константинополем). Условием поставил руку и сердце царевны Анны, сестры византийских императоров Василия и Константина, ведь нет крепче уз, чем семейные. «Не отдадите девицу за меня, гореть Царьграду в пламени!» — откровенно заявил не ведавший отказов князь. Императоры были вынуждены согласиться, однако и свое условие осмелились поставить: «Недостойно христианке идти за язычника. Крестись и получишь невесту!» Владимир ответил согласием: «Теперь я увидел Бога истинного!»
Вот вам крест!
Союз с Царьградом Русь заключила в 987, князь Владимир принял православие в том же году — не терпелось, видно, сыграть свадьбу с византийской принцессой. Крещение прошло не в Киеве, как принято думать, а в Корсуне — городе, который принадлежал Византии и который Владимир захватил для острастки императоров. Его же он и подарил братьям в качестве традиционного выкупа за невесту. При этом премудрый князь оговорил, что будет владеть им пополам с женою: теперь же у него с Анной все общее. И имя при крещение себе взял — Василий, тем самым провозгласив себя преемником императора Византии — Василия II..
Вернувшись в Киев уже христианином, к тому же женатым на христианке, князь первым делом освободил от супружеских обязанностей своих прежних жен и крестил сыновей. Киев очистили от языческих идолов, статую Перуна подвергли публичному осквернению — былое божество били палками, а потом утопили. Многие горожане рыдали при этом навзрыд. Греческие священники, которых молодожены привезли с собой, вели разъяснительную работу, но язычники поддавались проповедям с трудом.
Первого августа 988 года князь приказал всем некрещеным — и стар, и млад — явиться на берег Днепра. Новгород удалось окрестить «огнем и мечом» лишь два года спустя, Ростов и Муром сопротивлялись еще два века, дольше всех отказывались принять православие вятичи — им, видимо, красавиц византийских в жены не сулили…
Источник: