Вьетнам: все в гости к нам!

Для западного человека, особенно американца, Вьетнам — это поле кровопролитной войны, о которой Голливуд не устает снимать боевики. Для нас — это бывший «младший брат», выходцы из которого держат в российских городах рынки, четко обособленные от остального шумного базара. Общее впечатление одно — вьетнамцы не отличаются общительностью и дружелюбием. Неужели они и дома такие?

Эхо прошедшей войны

Начнем с того, что война во Вьетнаме — это уже далекое прошлое. Да и как вьетнамский народ мог встретить сначала колонизаторов-французов, а затем американцев, которые в поисках коммунистов напалмом выжигали окрестные джунгли, устраивали ковровые бомбежки с воздуха, проводили «зачистки» с помощью обученных собак? Уж не хлебом-солью, разумеется.. Только в штыки.

Сейчас от тех времен остались лишь воспоминания да огромный комплекс подземных туннелей в тропических джунглях неподалеку от Хошимин-Сити (бывший Сайгон). Там вьетнамские партизаны прятались от иноземных захватчиков, оттуда совершали нападения на базы противника. Специально обученным бойцам США ни разу не удалось захватить эти трехсоткилометровые катакомбы. Или их ждала очередная смертельная ловушка из современных мин и столетнего заостренного бамбука, или вообще никто не ждал: миниатюрные юркие вьетнамцы, словно кроты, зарывались еще глубже в землю, туда, куда упитанные американские молодцы не могли протиснуться даже после жесткой диеты.

А в наши дни, пожалуйста, заплати энную сумму донгов и гуляй по исторической достопримечательности сколько угодно. Если, конечно, объемы позволяют. Специально для иностранных туристов туннели расширили, но все равно время от времени какой-нибудь приезжий Винни-Пух обязательно застрянет. Местные служащие спешат на помощь не только в силу своих обязанностей, но и по зову души: прикоснуться к животу толстяка здесь считается не просто хорошей приметой, а своеобразным причастием к наивысшему счастью. Для кого в чем счастье заключается, а для вьетнамца — в сытом желудке.

Вьетнамский Клондайк

А вот если судить по обилию в стране ювелирных лавок, то и не подумаешь, что местное население может куска не доедать. Золото здесь — не простое украшение. Уважающий себя вьетнамец ни за какие коврижки не станет покупать на «черный день» драгоценные в других странах у.е.: евро или тем более доллары. Он лучше приобретет в соседней «золотой лавке» еще одно колечко из мягкого, почти неблестящего «вьетнамского» золота. И дело не в живучих антиамериканских настроениях, просто во Вьетнаме этот драгметалл — основа всей экономики.

Весь мир в страхе и трепете следит за колебанием курса валют, а вьетнамцы хранят величавое спокойствие, словно статуи почитаемого ими Будды. Их золото, в отличие от нашего «золота бледнолицых», несмотря на невзрачный внешний вид, всегда имеет максимально высокую пробу. И в отличие от зеленых бумажек, не обесценится, даже если США вовсе исчезнут с лица земли. Кстати, во Вьетнаме инфляция в последние десять лет не превышает нескольких минимальных процентов, соответственно, благосостояние народа растет.

Государство даже начало продавать населению золото пластинками и слитками весом примерно в один «кэй» (37,5 г) с изображением дракона — символом Вьетнама — и регистрационным номером. Их в любое время можно обменять на деньги в любой обменной лавке. А можно даже и не тратить время на обмен: просто расплатиться мешочком с золотом, как в далеком средневековье. Вьетнамцы между собой сразу указывают цены в «кэях». Вот, мол, дом продаю — 400 «кэев», а мотоцикл, что рядом стоит — отдам всего за пятерку. И никаких тебе НДС и прочих налоговых поборов. Не хватает на серьезную покупку десятка слитков, иди в банк, там с радостью дадут под мизерный процент. Золотой край!

С Новым Тетом, с новым прасадом!

Бумажные деньги — донги — все больше превращаются в сувенир, который вьетнамцы традиционно дарят на Новый год. Естественно, на вьетнамский лунный новый год — Тет, точная дата которого «плавает» где-то в пределах конца января — начала февраля. Тет, как и положено Новому году, праздник семейный. Куда бы ни закинула судьба вьетнамца, встретить Тет он стремится дома, чтобы отдать дань уважения еще живущим и уже почившим предкам.

Древняя легенда гласит, что давным-давно люди и демоны мирно соседствовали на земле. Но вскоре демоны стали уничтожать людей и занимать их территории. И сказал Будда демонам: «Я повешу свой плащ на вершину бамбука, и там, куда упадет его тень, будет земля Будды, и вы, демоны, должны отдать ее людям». Те согласились. Будда посадил в землю росток бамбука, повесил на его верхушку плащ и заставил его расти и расти. Постепенно тень от плаща Будды покрыла всю землю, и демоны были вынуждены уйти в Восточное Море. Но напоследок они упросили Будду, чтобы он разрешил им возвращаться на землю каждый год на несколько дней во время Тета, чтобы навещать гробницы своих предков. Ведь древний обычай един для всех.

С той поры и по сей день простые смертные под Новый год сажают Неу — бамбук, который украшают специальными амулетами и глиняными колокольчиками. Вокруг этого аналога новогодней елки рассыпают известь, чтобы окунуть в нее наконечники стрел и тем самым отпугнуть от дома демонов. Мало ли что, вдруг примутся за старое и начнут снова людей обижать…

Как только часы двенадцать бьют (то есть происходит «Зяо Тхыа» — «встреча времен»), во Вьетнаме наступает время дарить деньги. Сколько — неважно. Главное, чтобы банкноты были новенькие и обязательно упакованы в красные мешочки, завязанные красным бантиком. Сначала дети поздравляют родителей и прочих домочадцев, затем наоборот. В последующие дни Тета каждый приходящий в дом гость должен принести с собой красный мешочек с денежками. А иначе не будет никому в будущем году «прасада», то есть счастья и благополучия. Даже монахи в буддийских храмах дарят прихожанам деньги. И никто даже не заикается, что деньги — зло, что счастье вовсе не в них заключено… А в чем же еще?!

Не делись улыбкою своею…

Гостям вьетнамцы рады не только по праздникам. Иностранцы тем более вызывают неподдельную радость: ведь человек не поленился к ним из дальнего далека приехать! Туризм в этой маленькой стране приобретает огромные масштабы. По сравнению с другими курортами Юго-Восточной Азии цены здесь намного ниже, а пронзительно голубое море и золотые пески пляжей еще сохранили свою первозданную чистоту.

А вот народные обычаи с такой скоростью впитывают в себя элементы других культур, что нашему брату, туристу, очень легко попасть впросак. Начитаетесь в красочном буклете, что вьетнамцы, в отличие от заморских «варваров», не руки друг другу пожимают, а кланяются при встрече, и начнете отбивать земные поклоны, не замечая давно протянутой маленькой ладошки…

Однако на всякий случай первыми в ритуал рукопожатия не вступайте. Многие вьетнамцы, особенно их женская половина, и сейчас, как и их предки, считают прикосновение к себе незнакомца чуть ли не оскорблением. Обычай соединять ладони вместе в молитвенном жесте и слегка кланяться друг другу, держась на почтенном расстоянии, по-прежнему жив на официальных мероприятиях, религиозных церемониях и в глубинке.

А вот махать даже хорошо знакомому вьетнамцу рукой и кричать через головы окружающих «Привет!» не стоит даже в европеизированных городах. Это верх неприличия. Тем более не дай вам Бог нечаянно дотронуться до головы местного жителя. Он расценит этот жест как угрозу не только себе лично, но и всей его семье. Драться вьетнамец в ответ не полезет: не тот темперамент, но обидится очень… И по плечу в знак примирения хлопать его не надо. Дело в том, что голова и плечи — это места обитания духов-защитников каждого гражданина Вьетнамской республики. Беспокоить их понапрасну не рекомендуется, уйдут и оставят несчастного наедине с житейскими тяготами…

Кстати, у абсолютного большинства вьетнамцев такое выражение лица, будто ангелы-хранители их уже покинули. Но не спешите приставать с вопросами и причитаниями: «Что-то случилось? Я же вижу! Какое-то несчастье, да?!» На самом деле все у вашего собеседника, скорее всего, хорошо: дети здоровы, жена любима, а золотая кубышка надежно перепрятана звездной вьетнамской ночью. Просто улыбаться во все тридцать два зуба по поводу и без, а тем более громко смеяться, здесь считается нетактичным по отношению к другим людям. Более того, как раз улыбка может быть признаком расстройства и даже скорби! Представляете себе, улыбающаяся похоронная процессия? Для нас дикое зрелище, для них же — традиционные проводы умершего близкого человека…

Так что остерегитесь интерпретировать мимику и жесты вьетнамцев по Алану Пизу и прочим психологам, пусть они и признаны во всем мире. Мало ли что в книжках написано: если человек не смотрит вам в глаза, значит, он что-то скрывает, а то и нагло вам врет. Вьетнамец, отводящий взгляд, тем самым демонстрирует вам свое глубочайшее уважение!

А вот услышав по отношению к себе обращение «господин» да «госпожа», особо не возноситесь. Вот, мол, молодцы, колонизаторы, внушили почтение к «белому человеку»». На самом деле даже вьетнамские муж и жена и прочие домочадцы так друг друга величают в обыденной жизни. А вовсе не по имени или тем более «пупсик, дорогой!» Так что, господа, учитесь сдерживать свои эмоции, и Вьетнам встретит вас без голливудской улыбки, но, тем не менее, с искренней радостью!

Источник: myjane.ru

Оцените статью
lk-rt-ru.ru
Добавить комментарий