Вы когда-нибудь присутствовали на брачной церемонии в Гане? Зрелище поистине увлекательное, скажу я вам.
Знакомство
В прошлом в Гане не были приняты свидания и ухаживания. Родители жениха и невесты заключали между собой договор о вступлении своих детей в брак. Все это предварялось внимательным наблюдением за юношами и девушками, живущими по соседству. Этот обычай сохранился в стране и до сих пор, но нынче так поступают немногие.
При выборе родители юноши учитывают характер девушки, репутацию ее и ее семьи, возможные наследственные болезни. Если родители юноши удовлетворены выясненными фактами, они обращаются к родителям девушки и делают им предложение о браке.
Теперь наступает черед родителям девушки исследовать всю подноготную жениха. Помимо вышеупомянутых нюансов их интересует способность молодого человека содержать семью: есть ли у него профессия, работает ли он?
Если родители девушки всем довольны, они сообщают об этом противоположной стороне и после того, как потенциальные жених и невеста выразят свое согласие, родители и с той, и с другой стороны совместно начинают подготовку к свадьбе.
Сторонники более современного подхода действуют несколько иначе. После свиданий и ухаживаний молодые люди, решившие сочетаться браком, сообщают об этом своим родителям.
Помолвка
Если родители юноши и девушки после совместной встречи решат, что молодые подходят друг другу, обе семьи проводят церемонию, известную как «Стучание в свадебную дверь».
Родители молодоженов извещают членов своей многочисленной семьи, к которой относятся дяди и тети, двоюродные и троюродные братья и сестры, бабушки и дедушки, о времени и цели встречи. В назначенный день обе семьи собираются на церемонию, при этом присутствие жениха необязательно.
Представитель девушки (далее П.Д.) обращается к представителям юноши (далее П.Ю.):
— Нам известно, зачем вы сюда пришли, но обычай все же требует, чтобы мы спросили вас. Итак, зачем вы к нам пожаловали?
П.Ю.:
— Наш сын Квези проходил мимо вашего дома и увидел прелестный цветочек; с вашего позволения он хотел бы сорвать его.
П.Д. (делая вид, что не понимает о чем идет речь):
— В этом доме нет цветочка. Проверьте сами!
П.Ю.:
— Наш сын не мог ошибиться. Мы знаем, что такой прелестный цветочек есть, и называется он Афи.
П.Д.:
— Аааа, так это наша Афи! Но она не цветочек, а человек. Да, она здесь живет.
П.Ю.:
— Мы хотим постучаться в вашу дверь и попросить руки Афи для нашего сына Квези.
Теперь семья жениха что-то предлагает, например, напитки или деньги. В некоторых случаях требуется обручальное кольцо. Эта церемония сродни церемонии помолвки в западных странах.
После этого представитель невесты прилюдно спрашивает ее согласия на брак. Девушка отвечает «да» и стороны договариваются о дате свадьбы. Все заканчивается легким обедом.
Ах, эта свадьба!
Сама церемония бракосочетания начинается с уплаты выкупа за невесту. На уплату выкупа приходит больше людей, чем на церемонию стучания в дверь. Дополнительно приходят друзья и хорошие соседи.
Все находятся в радостном возбуждении, желая посмотреть на дары выкупа. Оглядев его, семья невесты начинает жаловаться, что чего-то не хватает. Семья жениха спорит с ними, доказывая, что все предоставлено в избытке, но те не уступают. Представитель жениха мастерски взывает к семье невесты о жалости и те, наконец-то, сдаются.
После этого подают легкую праздничную закуску.
На следующем этапе выходит представитель невесты и спрашивает представителя жениха, по какому это поводу они все здесь собрались? Представитель жениха объясняет причину «всеобщего сбора» и напоминает, что представители жениха уже стучались в эту дверь, и им было разрешено войти.
Далее представители каждой семьи знакомят присутствующих со своими близкими, после чего представитель невесты обращается к представителям жениха с просьбой показать их свадебные подарки (фактически – выкуп за невесту).
Потом он начинает во всеуслышание перечислять, что включается в выкуп. Список приношений и их количество обговариваются до свадьбы родителями обеих сторон. Некоторые семьи требуют, например, разные напитки, предметы одежды, украшения. На севере страны в выкуп за невесту входят соль, орехи кола, овцы и даже крупный скот. Часть выкупа непременно выплачивается деньгами.
За всем этим невеста наблюдает со стороны, а присутствие жениха и вовсе необязательно. Жених может находиться даже за много километров от этого места, уполномочив своих представителей заключить брак от его имени.
Представитель жениха говорит:
— Мы выполнили все требования, но еще не видели невесту.
Представитель невесты:
— Очень жаль, но невесты здесь нет. Она уехала далеко-далеко за границу, а у нас нет денег на паспорта и визы, чтобы привезти ее обратно.
Смысл этих слов понятен каждому. Тут же сторона жениха предоставляет необходимую сумму на «паспорта и визы» и — о, чудо! – семья невесты уже вернулась из «заграничной поездки», привезя с собой девушку. В некоторых племенах подружек невесты по очереди показывают представителям жениха, выдавая за саму невесту, но те с возмущением всех отвергают, пока им не выводят настоящую невесту.
Затем представитель невесты приглашает взглянуть девушку на выкуп, уплаченный за нее, и спрашивает, готова ли она принять такой выкуп? Ответ неизменно положительный и встречается бурными аплодисментами.
Если жених присутствует, семья невесты выражает свое желание познакомиться с ним. Тут же с важным видом встает один из друзей жениха, но под громкие возмущенные выкрики и свист садится поспешно обратно.
Родители невесты снова повторяют свою просьбу, и тут уже поднимается настоящий жених. Невеста подходит к нему, и они обмениваются кольцами. Обычай обмениваться кольцами – нововведение с Запада.
Опытные члены семей дают молодоженам свои советы и наставления. Подаются угощения. Теперь, наконец, брак считается зарегистрированным!
Чаще всего, для удобства, церемонию стучания в дверь и регистрации брака проводят в один день.
Есть возможность заключить брак с подписями в мэрии, но браки обоих видов – традиционный и государственный – являются официальными и имеют одинаковую юридическую силу. Поэтому выбор остается за молодоженами.
Источник: