Храмов на земле много, причем они относятся к самым разным религиям и конфессиям. Но есть среди них те, что поражают не только своей необычной архитектурой, но и необычностью своего назначения.
«Храм Вселенной» под Казанью
На подъезде к Казани, шокируя пестротой красок и причудливостью форм, всплывает будто сказочное странное здание с куполами и минаретами — то ли мечеть, то ли православный собор, то ли рыцарский замок…
Это детище скульптора, архитектора и общественного деятеля Ильдара Ханова. Многолетняя дружба связывала его со Святославом Рерихом, с которым его сближали философские и художественные воззрения. Эти контакты и подвигли Ильдара Ханова начать строительство «Храма Вселенной» в родном поселке Старое Аракчино под Казанью.
Идею Вселенского храма Ханов вынашивал давно. В 1992 г. во время медитации зодчему явился старец и сказал, чтобы Ильдар, встав поутру, тут же брался за лом и лопату и начинал копать… Так началась история Храма всех религий. В нем должно было быть 16 куполов – по одному на каждую религию. По замыслу зодчего, здание должно представлять собой архитектурный символ всех религий, культурный центр духовного единения.
Многолетняя работа по возведению многоликого храма продвигалась в той мере, в какой позволяли финансовые возможности автора проекта. Однако у Ханова появилось много бескорыстных помощников, среди которых были и квалифицированные строители, от каменщиков до кровельщиков.
К символической мечети и православной маковке были пристроены кирха с башней, католическая капелла, буддийский дуган, тайская пагода, синагога. Главный и самый высокий купол храма зодчий решил сделать вращающимся – в нем должна располагаться обсерватория. Четыре из шестнадцати куполов должны соответствовать религиям исчезнувших цивилизаций. Но они еще не достроены.
Увы, в феврале 2013 г. Ильдар Ханов скончался. Сегодня судьба и статус недостроенного Храма всех религий остается неопределенной…
Бахайские храмы
Гора Кармель в израильской Хайфе считается мировым центром бахайской веры. Над одним из живописных холмов Кармеля возвышается золотой купол Бахайского храма, удивительно напоминающий главную маковку Вселенского храма под Казанью.
Подножье горы Кармель с библейских времен славилось виноградниками. Кое-кто и название Хайфы переводит с иврита как «виноградники Всевышнего». На склонах горы расположены террасы с висячими садами, цветочными коврами, декоративными статуями, фонтанами.
Гора известна тем, что здесь жил Илья-пророк, в одной из пещер на склоне останавливалась Дева Мария по пути из Египта в родной Назарет. А еще здесь был в XII в. основан орден кармелитов и построен их католический монастырь, выросший из скита, расположившегося на месте, где, по преданию, пророк Илия вызывал огонь с небес.
Основанное в 40-е гг. XIX в. в Иране новое вероучение явилось синтезом буддизма, зороастризма, кришнаизма, конфуцианства, даосизма и, прежде всего, христианства и ислама.
Бахаизм выступает за ликвидацию государственных границ, введение единого мирового правительства, всеобщего языка (которым, по мысли бахаистов, должен стать английский или эсперанто), формирование всемирного политического и экономического пространства.
Центры бахаев существуют в большинстве стран. В разных городах мира возведено семь «храмов преклонения» бахаистов. Кстати, первое из этих культовых сооружений было возведено в 1908 г. в Ашхабаде. По одним данным, оно было разрушено землетрясением в 1948 г., по другим — снесено в 1963 г. Крупнейший же храм бахаев в Дели построен совсем недавно, в 80-е гг. прошлого столетия, и стилизован в форме лотоса. Все храмы имеют разное архитектурное решение, но общим для них является наличие девяти входов и центрального купола, символизирующих единство и разнообразие человеческого рода.
«Святилище истины» в Таиланде
В северной части Паттайи, в городском районе Наклыа, на мысе Ратчавет с 1981 г. ведется строительство 105-метрового деревянного павильона-храма Прасат-Сатчатхам («Святилище истины»).
Сооружение «дома религий» было инициировано в 1981 г. миллионером Леком Вирияпаном, мечтавшим объединить тайскую, индийскую, камбоджийскую и китайскую культуры. Первым шагом в этом направлении стала паттайская архитектурная жемчужина.
Сроки завершения храма-музея обозначены 2025 г., а пока что экскурсанты ходят в строительных касках, на лесах работают мастера.
За белой зубчатой стеной открывается парк, здесь же — миниатюрная каменная копия храма, который можно рассмотреть во всех деталях. Словно распустившийся цветок, пестиком устремленный в небо…
Но то, что открывается со смотровой площадки перед деревянной лестницей к морю, превосходит все ожидания. Застывшее чудо на фоне небесно-морского простора! Птица, цветок, пламя…
Резные фигуры и орнаменты воплощают в себе мифологические и религиозные сюжеты. Превалируют буддизм и индуизм, но и другим религиям находится свое место. Храм ориентирован на четыре части света, и каждое крыло венчается шпилем.
В интерьере семь экспозиций, посвященных семи создателям – Отцу, Матери, Небу, Земле, Луне, Солнцу и звездам, а также тайский, индийский и камбоджийский залы.
В центре — портал-алтарь, к которому ведут пять ступеней, символизирующих заповеди буддизма; тут же под витринными стеклами покоится прах просветленных монахов.
Строительство и реставрация идут одновременно. Судя по всему, храм все же никогда не будет достроен окончательно. Дерево из года в год покрывается серым налетом, ветшает, трескается. Такими темпами Истину можно строить или восстанавливать бесконечно… Таков грустный вывод, когда обозреваешь памятник вблизи. Человеческая жизнь перед Вечностью ничтожна.
Источник: