Свято-Троицкий Островоезерский монастырь расположен близ города Ворсма Павловского района Нижегородской области. Эту старинную обитель называют Нижегородским Афоном. И не зря.
Монах и князь
Основан был Свято-Троицкий монастырь во второй половине XVI в. в Горбатовском уезде Нижегородской Епархии. По одной из существующих версий, монах-пустынник Макарий, поселившийся на одном из островов, обратился с просьбой об основании обители к князю Борису Черкасскому. Князь благожелательно отнесся к просьбе и выделил из своих многочисленных владений по берегам реки Оки участок земли для возведения храма. В подтверждение своих благих и богопочитаемых намерений привез он из Москвы копию Казанской иконы Божией Матери.
Согласно другой версии, инициатором строительства обители был именно князь Черкасский. Будучи приближенным царя Иоанна Грозного, в 1570 г. он по государеву дозволению распорядился выстроить на берегу Ворсменского озера деревянную церковь в честь своих небесных покровителей Бориса и Глеба. Затем к ней были пристроены кельи и ограда. Обитель стала именоваться Борисоглебской. Сюда князь и доставил копию чудотворной Казанской иконы. После этого монастырь перевели на остров посреди озера, а церковь на берегу стала приходской.
Лет через десять на острове выросло число братских келий, появился храм с двумя престолами: в честь Пресвятой Троицы и во имя Казанской иконы Божией Матери. Был возведен и еще один храм – во имя преподобного Михаила Малеина – небесного покровителя русского царя Михаила Федоровича Романова, которому сын князя Бориса, Иван, приходился двоюродным братом. Кстати, по легенде, в так называемое Смутное время монахи Островоезерского монастыря даже прятали у себя будущего государя Михаила Федоровича — основоположника династии Романовых.
Постройки и святыни
Первые каменные постройки на территории монастыря появились в конце XVII в. при князе Михаиле Черкасском. Для строительства был приглашен известный русский зодчий П.Ф. Потехин.
Почему же эту поволжскую обитель нередко называли Афоном? Монахи здесь всегда жили по строгому афонскому уставу.
Когда персидский шах передал Михаилу Романову великую святыню – часть Ризы Господней, за особые заслуги перед Отечеством она была передана Ивану Борисовичу Черкасскому, который, в свою очередь, даровал ее Свято-Троицкому монастырю. Кроме того, в монастыре находится особо почитаемая икона «Экономисса» («Домостроительница» или «Домоуправительница») – точная копия чудотворной иконы со святой горы Афон, из монастыря «Великая Лавра». Она был специально написана для Островоезерской обители, и монахи-иконописцы поставили на ней свои автографы в знак духовного единства двух братств. По традиции, рядом с иконой установлено кресло, в котором во время служб незримо восседает сама Царица Небесная.
Здесь же, в стенах обители, можно увидеть список чудотворной иконы «Старица» (или «Геронтисса», то есть «покровительствующая в старости»), привезенный со Святой горы, из монастыря Пантократор; греческие корни имеет и икона Вормского монастыря с изображением Силуана Афонского.
В Свято-Троицком монастыре имеется также икона великомученика Пантелеймона Целителя с частицей его мощей, привезенной из Свято-Пантелеймоновской афонской обители. Присутствует и чудотворная икона Божией Матери «Иверская» — литография с первообраза, находящегося в Иверском монастыре на Афоне, привезенная сюда еще в XVI в. И по сей день тысячи людей приезжают сюда, чтобы помолиться чудотворным образам и попросить о помощи…
Революция и возрождение
После Октябрьской революции в монастырских помещениях устроили склады и мастерские. В 1930-е гг. обитель и вовсе закрыли. В 50-е монастырскую ограду полностью разобрали, а два каменных храма – Троицкий и Казанский – подверглись разрушению. От прежнего великолепия остались только фрагменты ограды, руины келейного корпуса и надвратной церкви Михаила Малеина.
В 1995 г. остатки исторических построек были взяты под государственную охрану. В 2007 г., в день Святой Троицы, на месте разрушенного до основания Троицкого храма был совершен первый молебен, а на месте алтаря установили поклонный крест. С этого началось возрождение обители.
Вначале были отреставрированы башни ограды, в одной из которых разместилась часовня. Были воссозданы сестринские кельи, в которых разместилась женская община при монастыре. Ее усилиями ныне возрождаются народные промыслы, традиционные для Нижегородского края.
Начали восстанавливать и храм святого Михаила Малеина – хранителя царствующего дома Романовых. Его иконостас выполнили в русском стиле XV в., иконы расположились на золотом фоне вкупе с тябловой резьбой. Сейчас завершается строительство колокольни над церковью – она станет самой высокой точкой монастыря. Был совершен чин закладки храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
Мастера города Ворсма, известного своим литейным производством, изготовили для монастыря паникадило, исполнив работу в традициях художественного литья с изящным растительным орнаментом и фигурами святых. Много церковной утвари выполнено в технике горячих эмалей. Стены храма Михаила Малеина украшены бронзовыми бра с ангельским ликами, также исполненными талантливыми ворсменцами.
Несмотря на то, что рядом расположен довольно крупный и быстро развивающийся город, Свято-Троицкий монастырь производит впечатление очень уединенного места. Шум города как бы тонет в тихих водах озера, в атмосфере разлита пронзительная тишина, и посетителей охватывает необычное умиротворение. Каждый приходит сюда со своими сокровенными мыслями, чтобы настроиться на лад с самим собой и ощутить полноту жизни…
Источник: