Как человека, выросшего в Москве и объездившего в детстве с мамой все монастыри, находящиеся в дне путешествия от столицы, меня в Минске меньше всего интересовали православные церкви. Я их столько повидала за свою жизнь, что они у меня уже не вызывают никаких эмоций. К тому же в самом Минске почти все православные церкви либо построены совсем недавно, либо переделаны из католических. «Новодел» я не люблю, а архитектуру католических церквей я решила посмотреть именно в католических церквях. Итак, мой девиз был — никакого православия!
Минск сильно отличается от двух крупнейших православных столиц бывшего СССР. В нем нет той пышности, излишеств и яркости, которые есть в Москве и Киеве, со множеством сверкающих на солнце маковок церквей — воистину, наша любовь ко всему блестящему появилась задолго до открытия бутиков Dolce&Gabbana и китайских оптовых рынков. Минск — более спокойный и правильный, он не обрушивает на тебя сразу все, что у него есть. Для того чтобы это найти, надо походить и поискать.
Главным католическим храмом Минска является собор Пресвятой Девы Марии. Он был построен в 1710 году в стиле виленского барокко, который характеризуется наличием двух башен на фасаде, интересным сочетанием общей устремленности ввысь и плавных линий и обилием лепных украшений. Изначально собор входил в состав монастыря иезуитов, от которого сейчас, кроме него, осталось еще несколько зданий на этой же улице. Однако они настолько сильно переделаны, что в них уже практически невозможно узнать постройки XVIII века.
Как это часто бывает, иезуиты кому-то в чем-то неугодили, и уже во второй половине XVIII века, всего через 60 лет после постройки храма, орден иезуитов был распущен, однако костел остался действующим, а в 1798 году даже стал кафедральным собором, то есть главным католическим храмом Минска.
Лично мне в этом храме запомнились три вещи. Во-первых, необыкновенное ощущение пространства, которое создается из-за окрашенных в светлый цвет стен, высоченных потолков и верхних окошек, через которые светит солнце. Во-вторых, это будочки для исповеди — точь-в-точь такие, как показывают в фильмах. И в-третьих, это пульт от органа — сам орган я видела и слышала много раз, но ни разу до этого не видела вблизи его пульт, а здесь, хотя клавиатура и закрыта, можно рассмотреть педали или просто посидеть за ним.
Но самым знаменитым католическим собором Минска является костел святого Симеона и святой Елены, или Красный костел. Строительство костела началось в 1905 году и продолжалось пять лет. Им руководил минский дворянин Эдуард Войнилович, он же пожертвовал на строительство костела крупную сумму, а сам костел был назван в честь рано умерших детей Войниловича. Судьба этого собора похожа на судьбу многих церквей СССР: в 30-х годах службы в костеле были прекращены, само здание передали театру, впоследствии здесь располагался Дом кино. В начале 90-х в храме возобновились службы.
Стиль этого костела сложно назвать одним словом: в нем сочетаются и готика (башенки, витражи), и романский стиль (сходство со средневековыми замками), и много чего еще. Но в результате получилось не нечто невообразимое, а очень красивое и необычное сооружение. Около костела разбит небольшой, но очень уютный парк с фонтанами и скамеечками — в нем очень приятно посидеть, отдохнув от блуждания по городу.
Но больше всего в Красном костеле меня поразили витражи. Мне посчастливилось побывать там в теплый солнечный день, поэтому солнце, проходя через витражи, освещало молящихся людей, стены и скамьи разноцветным узором… Очень впечатляет!
Еще одной католической достопримечательностью Минска является Кальварийское кладбище. Пройдя через массивные каменные ворота, мы оказываемся как будто в другом мире. Хотя это так и есть — ведь это мир умерших. Прямая земляная дорожка ведет к небольшому храму — Кальварийскому костелу, построенному в 1839 году на месте старого деревянного. К сожалению, сейчас костел закрыт на ремонт, и мне не удалось в нем побывать.
Кальварийское кладбище — самое старое в Минске. Учет захоронений тут ведется около 150 лет, но говорят, что возраст кладбища гораздо больше — около шести веков. Вокруг костела можно найти много старинных надгробий и даже склепы, которые, впрочем, очень плохо сохранились. Я даже нашла один памятник конца XIX века с сохранившейся фотографией.
Однако моя статья называлась бы «Католический Минск», а не «Неправославный Минск», если бы не еще одна очень интересная достопримечательность. Это Музей камней, или Музей валунов, который находится на окраине Минска, в Уручье, но туда определенно стоит съездить. Интересно, что в этом парке воссоздана карта Белоруссии, на которой даже учитывается рельеф, а камнями показаны крупнейшие населенные пункты.
В Музее собраны камни со всей страны: здесь экспонаты с древнего языческого капища, которое существовало аж до начала XX века в самом центре Минска, в том числе здесь есть знаменитый «Дед» (или «Дзед») — дальний родственник английского Стоунхеджа, каменные кресты, камни с высеченными надписями и символами…
Это была моя первая поездка в Минск, но теперь я уверена, что не последняя. Я туда еще обязательно вернусь, чтобы погулять по проспекту Независимости, попить кофе в Троицком предместье, увидеть зимой запорошенный снегом собор Пресвятой Девы Марии, все-таки посетить Кальварийский костел, побывать в Несвиже…
Источник: