Московский театр «Современник» — труппа, история создания, репертуар — lk-rt-ru.ru

12.11.2021 0

Московский театр «Современник». Какие актеры играют в Московском театре «Современник».

Театр «Современник» в Москве основан в 1956 году группой молодых актеров — выпускников Школы-студии МХАТ. Основателями театра были Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачев. К ним присоединились другие выпускники и студенты Школы-студии Московского Художественного театра. Актеры собирались на добровольных началах, каждый участник занимал определенную должность.

По общему согласию, руководителем стал Ефремов, а Табаков взял ответственность за организационную часть. Изначально актерская студия взяла название «Студия молодых актеров», которое отражало демократический дух группы.

Создание современного молодежного театра стало своеобразным вызовом устаревшим и косным принципам МХАТ, постановки по произведениям современных драматургов которого, на тот момент почти не привлекали публику. Период оттепели предоставил творческую свободу Ефремову и его соратникам, которые стремились по-новому взглянуть на проблемы современности.

Ефремов ценил этическую составляющую показываемых спектаклей, он старался оживить героев, приблизить их к зрителям. Постановки «Современника» были исполнены в жанре реализма с упором на психологизм. Некоторые критики с пренебрежением прозвали подход Ефремова «шептальным реализмом». Студия также отказалась от большинства классических произведений ради постановок современных авторов, например, Виктора Розова и Константина Симонова.

Ефремов обращал особое внимание на совместную игру актеров, поддерживал их начинания и идеи. Все члены студии имели равные права, художественный руководитель скорее давал советы актерам, чем управлял процессом постановки. Более того, Ефремов побуждал актеров пробовать себя в качестве режиссеров. В конце каждого сезона труппа собиралась вместе, чтобы с помощью голосования распределить жалование и решить, кто из актеров получит прибавку за отличную игру, а с кем придется расстаться по идейным соображениям.

«Студия молодых актеров» открылась премьерой спектакля «Вечно живые» по пьесе драматурга Виктора Розова, на основе которой впоследствии был снят фильм Калатозова «Летят журавли». К тому моменту актеры уже выпустились из школы-студии при МХАТ и работали в разных театрах, поэтому репетиции шли ночами, а сама премьера состоялась поздним вечером. Площадку для постановки предоставил МХАТ, так как студия не имела собственного помещения. Спектакль вызвал ажиотаж у зрителей, большую часть которых составляли студенты различных вузов Москвы. История жизни простых людей во время войны так впечатлила зрителей, что они задержались в театре до утра, обсуждая спектакль вместе с актерами.

«Современник» считает датой своего рождения 15 апреля 1956 года — день премьеры спектакля «Вечно живые». Но свое официальное имя театр получил лишь в апреле 1958-го, когда директор МХАТ Александр Солодовников предложил Ефремову поменять название студии, а затем поддержал и утвердил новое название — «Современник». Еще через три года театр-студия «Современник» получил свое первое здание у метро «Маяковская» в доме 1 на Триумфальной площади, а с 1965 года из названия исчезло слово «студия».

«Современник» прославился вызывающим и неоднозначным репертуаром. Среди наиболее нашумевших и популярных спектаклей значились «Вечно живые», «В день свадьбы», «Традиционный сбор» по пьесе Розова, «Старшая сестра», «Без креста!» по повести Владимира Тендрякова, «Чудотворная», «Двое на качелях» американского драматурга Уильяма Гибсона, «Всегда в продаже» Василия Аксенова, «Обыкновенная история» по роману Ивана Гончарова, «Баллада о невеселом кабачке» в инсценировке Эдварда Олби, «На дне» по пьесе Максима Горького и другие.

Особый ажиотаж вызвал спектакль «Голый король», поставленный режиссером Маргаритой Микаэлян по пьесе Евгения Шварца. По свидетельству игравшей роль принцессы актрисы Нины Дорошиной, выпуск много лет запрещенной пьесы проходил под прямым руководством Олега Ефремова, внесшего в постановку лирической сказки стремительный и жесткий ритм, современную остроту и экспрессию. Постановка избежала цензуры, но в 1960 году после премьеры на гастролях в Ленинграде художественный совет театра был жестко раскритикован в коллегии министерства культуры, театр лишился сцены в филиале МХАТ.

Театр поднимал острые социальные темы. В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции была поставлена трилогия, состоящая из спектаклей «Декабристы» по пьесе Леонида Зорина, «Народовольцы» по пьесе Александра Свободина и «Большевики» по пьесе Михаила Шатрова. Ефремов старался по-новому взглянуть на события революции, сделать ее героев более человечными, показав их эмоции, переживания и страхи, которым не было место в официальной истории коммунизма.

В конце 1960-х влияние оттепели начало ослабевать, цензура запрещала все больше спектаклей «Современника». В это время Ефремов получил приглашение возглавить МХАТ. В 1970 году после долгого периода раздумий он покинул «Современник». Вместе с ним ушла часть труппы, а сам Ефремов забрал репертуарный портфель театра, тем самым поставив судьбу «Современника» под удар.

«Современнику» благоволили некоторые высокопоставленные советские чиновники, в частности министр культуры Екатерина Фурцева. В 1961 году благодаря ее поддержке театр получил свое первое здание у станции метро «Маяковская». Фурцева также помогла театру отстоять постановку «Большевики», изначально запрещенную к показу цензурой. Впоследствии министр культуры сыграла значительную роль в судьбе театра, не допустив его закрытия в период отсутствия художественного руководителя.

После ухода Ефремова руководство театром перешло к художественному совету. В 1971-м директором театра стал Олег Табаков. В 1972-м, после многочисленных собраний, труппа и сотрудники театра выбрали актрису Галину Волчек новым главным режиссером театра. На момент ее вступления на новый пост театр находился на грани закрытия.

В 1973 году Волчек поставила драму «Восхождение на Фудзияму», открыв для сцены имя Чингиза Айтматова. Уже известный на тот момент писатель Айтматов создал пьесу для «Современника» в соавторстве с опытным драматургом Калтаем Мухамеджановым. Впервые в «Современнике» актеры играли по законам «бедного театра» — без грима и декораций, перемешав зрительный зал и игровое пространство. Действие «Фудзиямы» шло рядом со зрителями, на окруженной публикой площадке в центре зала. Оформлением были только свет и музыка Микаэла Таривердиева. Этот эксперимент был тепло принят зрителями и получил развитие в ряде следующих постановок театра, где стиралась граница между залом и сценой и не было места театральному преувеличению, где пустое сценическое пространство оказывалось сильнее самых сложных декораций.

В том же 1973 году успешно прошла премьера сатирической комедии-гротеска «Балалайкин и Ко» по роману Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», — постановку осуществил главный режиссер БДТ Георгий Товстоногов. В театр пришли молодые режиссеры Валерий Фокин и Иосиф Райхельгауз, с именами которых связан целый период в жизни «Современника».

Театр начал вновь сотрудничать с Константином Симоновым, на афише появились новые имена авторов: Михаил Рощин, Александр Вампилов, Алла Соколова, Василий Шукшин, Александр Гельман. В этот период в труппу театра пришли актеры: Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Валентин Гафт, Константин Райкин, Юрий Богатырев, Елена Коренева, Станислав Садальский. В новых работах еще ярче раскрылся сценический дар молодых актеров «ефремовского набора» — Анастасии Вертинской, Авангарда Леонтьева.

В 1976 году свои посты оставили два руководителя театра — Олег Табаков и Леонид Эрман. Табаков, на основе своей студии для старшеклассников, созданной им в 1974 году с участием молодых актеров и режиссеров «Современника», набрал актерский курс в ГИТИСе и ушел с поста директора театра, оставаясь актером «Современника». А директор-распорядитель Леонид Эрман ушел вслед за Олегом Ефремовым во МХАТ. Как Табаков и Волчек, Эрман стоял у истоков театра, придя в него в 1957 году вместе со своей женой актрисой Людмилой Ивановой, от него во многом зависела успешная деятельность театра.

В 1989 году под руководством Волчек был поставлен спектакль «Крутой маршрут». Другими известными спектаклями стали «Три товарища» по мотивам одноименного произведения Эриха Марии Ремарка, «Голая пионерка» в постановке Кирилла Серебренникова, «Игра в джин», «Мурлин Мурло» и «Мы едем, едем, едем…» Николая Коляды и другие.

15 апреля 1996 театр был награжден орденом Почета за большой вклад в современное театральное искусство, заслуги в эстетическом воспитании молодежи и широкое общественное признание.

Под руководством Волчек театр провел первые гастроли в США — сначала в 1978-м, а затем в 1990 году. В 1997 году после выступлений на Бродвее «Современник» стал первым зарубежным театром, получившим престижную театральную награду Drama Desk Award. С «Современником» работают такие известные театральные режиссеры и драматурги, как Римас Туминас, Николай Коляда, Кирилл Серебренников, Валерий Фокин, Гарик Сукачев, Евгений Арье, Марина Брусникина, Евгений Каменькович, Александр Галин.

В 2016 году Чулпан Хаматова стала заместителем художественного руководителя по вопросам финансов. По словам Волчек, опыт работы актрисы с различными благотворительными фондами подготовил ее к работе на этой должности.

30 декабря 2019 года Департамент культуры города Москвы сообщил, что художественным руководителем театра назначен режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Виктор Рыжаков. Представлен труппе 9 января 2020 года.

Здание театра «Современник»

До 1961 года у «Современника» не было собственного помещения. Дважды в месяц спектакли шли на сцене филиала МХАТ на улице Москвина, в остальные дни — на сценах домов культуры и клубов. Позднее спектакли шли на сценах различных московских театров и в арендованном концертном зале гостиницы «Советская» на Ленинградском проспекте.

В 1961 году театр получил свое первое помещение на площади Маяковского, которое освободилось после переезда Московского театра Эстрады. Старое здание, где ранее находились театр-варьете «Альказар» и Театр сатиры, располагалось в четырех десятках метров за памятником Владимиру Маяковскому, занимая угол площади перед входом в гостиницу «Пекин». Здание было тесным, давно не ремонтировалось и по плану реконструкции площади подлежало сносу. В 1974 году, после переезда театра, оно было снесено, с тех пор на его месте — автомобильная парковка.

В 1974 году «Современник» переехал в помещение дома № 19А на Чистопрудном бульваре. Здание было построено в 1914 году архитектором Романом Клейном для кинотеатра «Колизей». В 1924-1932 годах в нем также размещался Первый рабочий театр Пролеткульта, а в 1932-1936 годах — Московский драматический театр ВЦСПС.

В 1970 году кинотеатр закрыли и после масштабного обновления здание передали «Современнику». Тогда же здание связали воздушным переходом с соседним пятиэтажным домом, который стал административным корпусом театра, а его репетиционные залы, кроме своей основой задачи, — площадкой для экспериментальных постановок, поскольку в основном здании не было места для второй сцены.

В 2003 году к театру был пристроен восьмиэтажный комплекс, на первых двух этажах которого располагается «Другая сцена» театра. Автор дизайна фасада и интерьеров «Другой сцены» художник Александр Боровский.

С осени 2016 года основная сцена на Чистых прудах была закрыта на капитальный ремонт, который завершился в декабре 2018 года. Работы проводились по дизайн-проекту Александра Боровского. В ходе реставрационных работ наружного исторического облика здания «Колизея» был частично восстановлен лепной декор и утраченные архитектурные элементы главного фасада, сделана его подсветка, отреставрирована кирпичная кладка и цоколь. Была заменена кровля и укреплены плиты фундамента. Прошла полная модернизация сцены: ее оснастили новым оборудованием. Вновь, как и во времена первой реконструкции 1970-х, изменились вход в здание и его интерьеры. С улицы исчезли афишные тумбы в виде бетонных кубов, двери в театр теперь полностью прозрачны, в фойе и зрительном зале другое освещение и цвет стен. Иначе теперь выглядят и сами поверхности стен и потолков, оформленные рядами реечного профиля цвета черного шоколада. С учетом акустических требований были изготовлены более 700 новых театральных кресел с боковинами из массива бука.

На время реконструкции спектакли основной сцены были переведены на площадку «Дворца на Яузе» на площади Журавлева. «Другая сцена» не закрывалась. С 20 декабря 2018 года театр снова принимает зрителей в историческом здании на Чистопрудном бульваре.

Репертуар Московского театра «Современник»:

    «Амстердам» по пьесе Александра Галина (режиссёр Сергей Газаров);
    «Анархия» по пьесе Майка Пэкера (режиссёр Гарик Сукачёв);
    «Вишнёвый сад» по пьесе Антона Чехова (режиссёр Галина Волчек);
    «Враги. История любви» по роману Исаака Башевиса-Зингера (режиссёр Евгений Арье);
    «Горе от ума» по пьесе Александра Грибоедова (режиссёр Римас Туминас);
    «Дама» по пьесе Тадеуша Ружевича (режиссёр Анджей Бубень);
    «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона (режиссёр Галина Волчек);
    «Игра в джин» по пьесе Дональда Ли Кобурна (режиссёр Галина Волчек);
    «Играем… Шиллера!» по мотивам трагедии Фридриха Шиллера «Мария Стюарт» (режиссёр Римас Туминас);
    «Крутой маршрут» по мотивам романа Евгении Гинзбург (режиссёр Галина Волчек);
    «Не покидай свою планету» по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (режиссёр Виктор Крамер);
    «Не становись чужим» по пьесе Гарольда Пинтера (режиссёр Сергей Газаров);
    «Осенняя Соната» по мотивам киносценария Ингмара Бергмана (режиссёр Екатерина Половцева);
    «Пигмалион» по пьесе Бернарда Шоу (режиссёр Галина Волчек);
    «Поздняя любовь» по пьесе Александра Островского (режиссёр Егор Перегудов);
    «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина (режиссёр Александр Огарёв);
    «С наступающим…» (режиссёр и драматург Родион Овчинников);
    «Скажите, люди, куда идёт этот поезд…» по пьесе Анны Батуриной (режиссёр Марина Брусникина);
    «Скрытая перспектива» по пьесе Дональда Маргулиса (режиссёр Евгений Арье);
    «Дюма» по пьесе Ивана Охлобыстина (режиссёр Михаил Ефремов);
    «Нэнси», либретто Ивана Вырыпаева (режиссёр Иван Вырыпаев);
    «Свидетельские показания» по пьесе Дмитрия Данилова (режиссёр Андрей Маник);
    «Уроки сердца» по пьесам Ирины Васьковской (режиссёр Марина Брусникина);
    «Что вы делали вчера вечером?» по пьесе Дмитрия Данилова (режиссёр Андрей Маник);
    «Три сестры» по пьесе Чехова (режиссёр Галина Волчек);
    «Три товарища» по мотивам романа Эриха Марии Ремарка (режиссёр Галина Волчек);
    «Шагает солнце по бульварам» (режиссёр Полина Рашкина);
    «Живой» (режиссер-постановщик — Виктор Рыжаков);
    «203-205» по пьесе Нила Саймона «Калифорнийская сюита» (режиссёр Александр Жигалкин).

Труппа Московского театра «Современник»

    Мария Аниканова

    Лия Ахеджакова

    Алена Бабенко

    Анна Банщикова

    Дарья Белоусова

    Александр Берда

    Георгий Богадист

    Владислав Ветров

    Сергей Гирин

    Илья Древнов

    Никита Ефремов

    Светлана Иванова

    Николай Клямчук

    Елена Козина

    Татьяна Корецкая

    Клавдия Коршунова

    Людмила Крылова

    Ульяна Лаптева

    Марина Лебедева

    Илья Лыков

    Татьяна Лялина

    Кирилл Мажаров

    Елена Миллиоти

    Таисия Михолап

    Марина Неелова

    Рашид Незаметдинов

    Глеб Осипов

    Евгений Павлов

    Полина Пахомова

    Елена Плаксина

    Максим Разуваев

    Полина Рашкина

    Виктория Романенко

    Янина Романова

    Мария Селянская

    Мария Ситко

    Дмитрий Смолев

    Иван Стебунов

    Владимир Суворов

    Инна Тимофеева

    Гоша Токаев

    Виктор Тульчинский

    Наталья Ушакова

    Владислав Федченко

    Олег Феоктистов

    Марина Феоктистова

    Дарья Фролова

    Марина Хазова

    Шамиль Хаматов

    Чулпан Хаматова

    Александр Хованский

    Игорь Царегородцев

    Семен Шомин

    Сергей Юшкевич