Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн» — труппа, история создания, репертуар — lk-rt-ru.ru

04.01.2022 0

Московский театр «Ромэн». Какие актеры играют в Московском цыганском театре «Ромэн».

История цыганских коллективов в России уходит корнями в XVIII и XIX века. Уже тогда в Москве и в Санкт-Петербурге выступали хоры русских цыган.

Руководителем и дирижером первого такого объединения был Иван Соколов, одной из певиц — Степанида Степанова, известная как цыганка Стеша. Артисты исполняли цыганские и русские народные песни в собственной обработке. В конце XIX века руководителем хора Николаем Шишкиным была создана театральная труппа. Она появилась на сцене в оперетте «Цыганские песни в лицах» в 1886 году, вместе с основной труппой театра «Аркадия». Спектакль оставался в репертуаре несколько лет. 13 апреля 1887 года в Малом театре впервые была поставлена оперетта Иоганна Штрауса «Цыганский барон» с участием труппы Шишкина. В следующем году состоялась премьера на цыганском языке «Дети лесов» в трех действиях. Представление было организованно только силами коллектива и оставалось на сцене в течение 18 лет.

В 1892 году Николай Шишкин поставил новую оперетту «Цыганская жизнь».

В 1920-е годы по СССР гастролировали цыганские ансамбли песни и пляски.

После Октябрьской революции в 1918 году в Красной Армии появились цыганские ансамбли. В январе 1923 года в цыганском хоре под управлением дирижера Егора Полякова появилась комсомольская ячейка. В ней состояли пять человек: Дмитрий Михайлов, Георгий Лебедев, Сергей Поляков, Иван Ром-Лебедев, Константин Леонтьев. Они организовали красный уголок в районе Петровского парка. Активисты вели пропаганду о необходимости перехода на оседлый образ жизни, а также стояли у истоков появления цыганского театра. Официально идея о его создании была опубликована в 1930 году в цыганском журнале «Новый путь». Сформулировали ее Георгий и Иван Лебедевы, затем поделились с Моисеем Гольдблатом.

В октябре 1930 года группа обратилась с предложением о создании профессионального театра цыган к первому наркому просвещения Анатолию Луначарскому. Он поддержал идею и пообещал оказать необходимую помощь.

4 ноября 1930 года на заседании актива по национальному искусству при Наркомпросе РСФСР было принято постановление о создании в Москве «музыкально-драматического индо-ромского театра-студии». По этому поводу в Большом театре был проведен концерт. 25 декабря того же года начались приемные экзамены в студию цыганского театра в помещении Театра сатиры. Приемная комиссия выбирала молодежь, которая исполняла номера без «налета эстрадности, штампов и мелодраматического надрыва». В итоге в труппу было принято более 20 человек.

24 января 1931 года в помещении Центриздата на улице 25 Октября состоялось открытие «Индо-ромэнского театра-студии» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР. Также была создана специальная совпартшкола для обучения актеров грамоте, актерскому мастерству, вокалу и игре на музыкальных инструментах. Необходимо было нарабатывать собственный репертуар. Также требовалось поднять дисциплину и отказаться от привычек, приобретенных актерами во время жизни в таборах.

В мае 1931 года было показано первое представление в двух частях: первая часть «Вчера и сегодня» звучала в переводе на цыганском языке, вторая представляла собой инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ». Представление напоминало выступления агитбригад: были показаны концертные номера и проведено политобозрение современных проблем быта цыган, их прошлого и будущего. Актеры призывали зрителей к трудовой оседлой жизни. Представление получило в прессе положительные отзывы. Режиссером-постановщиком спектакля был Моисей Гольдблат, художником — Александр Тышлер, композитором — Семен Бугачевский, который заложил основу музыкальной культуры театра и в течение 37 лет руководил его музыкальной частью.

6 декабря 1931 года «Ромэн» получил статус профессионального театра. 16 декабря 1931 года был показан трехактный музыкально-драматический спектакль по пьесе цыганского писателя Александра Германо «Жизнь на колесах» о сложном переходе цыган к оседлой жизни — этот день ромэновцы и считают днем рождения своего театра. После премьеры студию переименовали в Цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев, а художественным руководителем — Моисей Гольдблат.

Актеры часто выезжали на гастроли по стране и проводили разъяснительную работу среди цыган. Со временем театр начал выходить за рамки узконациональной тематики и говорил об общих проблемах зрителей. По этой причине в репертуаре начали появляться постановки на русском языке. Поначалу аудитории объясняли, что будет происходить на сцене, затем показывали пьесы на двух языках или оставляли отдельные реплики и песни на цыганском языке. В спектакле «Цыганы» по Александру Пушкину артисты говорили по-цыгански до тех пор, пока в таборе не появлялся Алеко. После этого все говорили по-русски.

13 сентября 1937 года художественным руководителем театра был назначен Михаил Яншин, который был женат на приме Надежде Киселевой, выступавшей под псевдонимом Ляля Черная. В годы его руководства «Ромэн» обрел мхатовскую драматическую школу и начал ставить спектакли по пьесам русских и зарубежных классиков: «Грушенька» по Николаю Лескову, «Макар Чудра» Максима Горького, «Олеся» по Александру Куприну, «Кармен» по Просперу Мериме и другие.

С 1940 года спектакли стали идти полностью на русском языке.

В июне 1941 года театр был на гастролях в Свердловске, и с началом Великой Отечественной войны переключился на обслуживание мобилизационных пунктов, частей Красной Армии, госпиталей, прифронтовой зоны. Актеры выступали перед новобранцами. Позднее концертные группы театра выступали на фронте, в бронепоездах, на военных кораблях, в воинских эшелонах, на открытых площадках перед тысячными аудиториями и перед небольшими группами солдат в минуты затишья. В 1943 году «Ромэн» побывал на Дальнем Востоке со спектаклями для моряков Тихоокеанского флота.

Во время войны театр показал около 1200 спектаклей и провел 700 шефских концертов. На средства труппы был построен тяжелый бомбардировщик «Ромэновец». После ухода Михаила Яншина в 1942 году театр возглавил профессор Московской консерватории имени Чайковского Петр Саратовский.

С 1957-го театром руководил режиссер Семен Баркан. Он создал молодежную студию, привлек новых актеров, поставил несколько спектаклей. С объединением сотрудничал режиссер Анхель Гутьеррес, сценографией его спектаклей занимался испанский художник и скульптор Альберто Санчес. С 1963 по 1965 годы театром руководил Михаил Сидоркин, затем к руководству вернулся Семен Баркан.

В 1969 году «Ромэн» переехал на Ленинградский проспект, в здание отеля «Советский»: в XIX веке на месте отеля располагался ресторан «Яръ», который был центром цыганской культуры в Москве.

26 июня 1976 года состоялась премьера спектакля «Мы — цыгане», авторами которого были Иван Ром-Лебедев и Николай Сличенко, который в 1977 году стал главным режиссером, а затем и художественным руководителем театра. Через год при Московском музыкальном училище Гнесиных была создана цыганская студия. Театр гастролировал по Японии, Франции, Австрии, Турции, Индии, Югославии и другим странам. Каждый раз во время гастролей одна из актрис театра выходила замуж за иностранца и оставалась в его стране. После нескольких лет Николай Сличенко в шутку заявил, что в ближайшие годы коллектив останется в СССР, так как режиссер не хочет оставить театр без актрис.

В 1981 году «Ромэн» наградили орденом Дружбы народов.

В 2005-м в Высшем театральном училище имени Щукина была создана цыганская студия, где готовят новых актеров для «Ромэн». Первым ее возглавил Николай Сличенко.

В 2005 году была проведена реконструкция театра, средства на которую выделил Комитет по культуре правительства Москвы. Зал был расширен до 700 мест, реконструирован балкон, были заменены кресла и установлено новое звуковое и световое оборудование. В октябре 2014-го вновь была проведена реставрация здания театра и вспомогательных строений. В ходе работ обновили фасады и восстановили декор эпохи модерна 1920-х на старинных парадных дверях, реконструировали инкрустированный пол. Зал был оснащен современным оборудованием, установлены новые кресла. Проведены работы по усилению фундаментов и сводчатого перекрытия подвала, замене перекрытий и конструкций сцены и деревянных элементов стропил на стальные. Утеплили стены и кровлю. На обновленной сцене 27 декабря 2014 года худрук, народный артист СССР Николай Сличенко отметил 80-летний юбилей.

После смерти Николая Сличенко 2 июля 2021 года директором театра стал народный артист РФ Николай Сергиенко.

Труппа Московского цыганского театра «Ромэн»

    Луиза Аббасова

    Валерий Басов

    Наталья Бизева

    Павел Бобров-мл.

    Артур Богданов

    Сергей Богданов

    Радмила Богданова

    Каролина Бузылева

    Артур Булдыженко

    Борис Василевский

    Анастасия Грохольская

    Роман Грохольский

    Арсен Дарчинянц

    Раиса Демент

    Мануэль Джелакаев

    Ольга Джелакаева

    Эдуард Домбровский

    Мадина Дубаева

    Вера Жемчужная

    Екатерина Жемчужная

    Ольга Жемчужная

    Андрей Жемчужный

    Стэфэн Киященко

    Артур Лекарев

    Николай Лекарев-мл.

    Анжела Лекарева

    Олег Манциленко

    Ирэна Морозова

    Нина Муштакова

    Линда Оглу

    Мария Оглу

    Моисей Оглу

    Надежда Оглу

    Патриция Оглу

    Сулейман Оглу

    Аделина Плахотная

    Алмаза Плахотная

    Татьяна Репина

    Александр Рубенчик

    Ольга Сличенко

    Виталий Страшинский

    Сергей Сураков

    Борис Тарасов

    Дана Туманская

    Татьяна Черная

    Семен Чунгак

    Патрина Шаркози

    Николай Шишков

    Ольга Янковская

    Петр Янышев

    Валерия Янышева

Репертуар Московского цыганского театра «Ромэн»:

    «Али-Баба и 40 разбойников»;
    «Бриллианты и любовь», режиссер Николай Лекарев;
    «Графиня-цыганка», режиссер Николай Сличенко и Николай Сергиенко;
    «Грушенька», режиссер Николай Сличенко;
    «Горячая кровь», режиссер Семен Баркан;
    «Дрома ромэн»;
    «Живой труп», режиссер Николай Сличенко;
    «Жизнь на колесах», режиссер Моисей Гольдблат;
    «За дружеской беседою», режиссер Семен Баркан;
    «Закон предков», режиссер Семен Баркан;
    «Здравствуй, Пушкин!», режиссер Георгий Жемчужный и Андрей Жемчужный;
    «Кармен», режиссер Моисей Гольдблат;
    «Клятва», режиссер Николай Сергиенко;
    «Колдовская любовь», режиссер Георгий Жемчужный;
    «Колокола любви», режиссер Георгий Жемчужный;
    «Криминальный талант», режиссер Николай Сличенко;
    «Кровавая свадьба», режиссер Михаил Яншин;
    «Любовь и Время. Цыганская Легенда», режиссер Павел Бобров;
    «Маша и Медведь»;
    «Мы — цыгане!», режиссер Николай Сличенко;
    «Непоклонов», режиссер Николай Сличенко;
    «Огненные кони», режиссер Николай Сличенко;
    «О тех, кто любит», режиссер Семен Баркан;
    «От цыганского хора до театра»;
    «Ослепленные»;
    «Подкова счастья», режиссер Николай Лекарев;
    «Поющие струны души», режиссер Николай Сергиенко;
    «Принцесса Кристана», режиссер Николай Сличенко и Семен Чунгак;
    «Птицам нужно небо», режиссер Николай Сличенко;
    «Родился я в таборе», режиссер Семен Баркан;
    «Ром Баро», режиссер Семен Баркан;
    «Сердце цыганки», режиссер Семен Баркан;
    «Сломанный кнут», режиссер Семен Баркан;
    «Таборные игры», режиссер Николай Сличенко;
    «Тайна голубого камня»;
    «У нас сегодня концерт», режиссер Николай Сличенко;
    «Цыган и в Африке цыган», режиссер;
    «Цыганка Аза», режиссер Семен Баркан;
    «Цыганская невеста», режиссер Николай Сличенко и Николай Лекарев;
    «Цыганский рай», режиссер Павел Бобров;
    «Цыган», режиссер Семен Баркан;
    «Цыганы», режиссер Михаил Яншин;
    «Четыре жениха», режиссер Семен Баркан;
    «Щелкунчик и Мышиный Король»;
    «Юбилейный вечер Ирэны Морозовой».