Картежник, любивший чужую жену. Каким на самом деле был Николай Некрасов: романы и женитьба. Ч. 3 — lk-rt-ru.ru

03.10.2021 0

Поэт может быть влюблен в одну женщину, но это не мешает ему дарить свое внимание, время и деньги другим. Некрасова нельзя назвать любвеобильным, но и он не мог хранить верность одной женщине. Расставшись с Авдотьей Панаевой, он жил и с другими женщинами, но назвать это полноценными отношениями сложно, т.к. эти девушки были на содержании поэта.

Селина Лефрен

Окончание. Начало>>>
Следующие несколько лет Николай Алексеевич сожительствовал с Селиной Лефрен. Они познакомились в 1863 году. Девушка выступала в Михайловском театре. Она, в отличие от Авдотьи, не вдохновляла поэта, о ней он практически ничего не писал. Это были классические отношения богатого мужчины и девушки-содержанки. Некрасову нравился ее легкий характер и живой нрав. Селина не отличалась пленяющей красотой, но была остроумной, обаятельной, молодой (чуть за 30), играла на рояле и пела. Встречаться с француженкой поэт начал еще во время сожительства с Авдотьей, чем глубоко ее оскорбил.

Если Панаеву любили все близкие Некрасова, в том числе и его сестры, племянницы, то с Селиной таких близких отношений с его семьей не было. Да и с самим поэтом девушка с трудом находили общий язык, т.к. он не знал французский, а она лишь немного говорила по-русски. Сама Лефрен тоже не испытывала к поэту особых чувств, относилась ровно, даже чуть суховато. В 1864 году Некрасов отправился за границу, прожил там около 3 месяцев, преимущественно в Париже, вместе с одной из сестер (Анной) и Лефрен. В 1867 году они повторили поездку, однако в этот раз Селина передумала возвращаться в Россию. Но Некрасов не порвал с ней, в 1869 году они снова встретились и весь август провели у моря. И после этого поэт не забывал о своей новой возлюбленной, часто ей помогал, также упомянул в завещании, оставив ей 10,5 тыс. рублей.

Николай Алексеевич быстро нашел ей замену, начал встречаться с Прасковьей Николаевной Мейшен. После смерти мужа он забрал ее из Ярославля, она не смогла устоять перед богатством Некрасова, особенно ей нравился его выезд – вороные лошади. Девушка была окружена поклонниками, один из них, Котельников, проводил с ней время в некрасовской ложе в театре, т.к. сам поэт предпочитал приезжать к последнему действию. Некрасову это надоело, и вскоре он предложил ей вернуться в Ярославль. Рассерженная женщина распустила сплетни о Некрасове, говорила о его грубом и разнузданном нраве, а себя выставила жертвой. Но, несмотря на то, что сожительство было коротким, поэт ей ни в чем не отказывал, на свое материальное положение она жаловаться не могла.

Зинаида Викторова

Новой музой Некрасова стала простая деревенская девушка, ее звали Фёкла Анисимовна Викторова. Но поэту не нравилось ее имя, и он стал ее звать Зиной, изменив и отчество, девушка стала Зинаидой Николаевной. Она была очень приятной и доброй, но совсем необразованной. Когда они встретились, ей было всего 19 лет, Некрасов был старше ее на 25 лет. Говорили, она была на содержании одного купца, но тот проиграл ее Николаю Алексеевичу. Некрасов, несмотря на то, что все еще тосковал по Авдотье Панаевой, любил и Зинаиду, она отвечала ему взаимностью.

Поэт дарил ей различные подарки, баловал, как мог, а также пытался сделать из нее великосветскую даму, т.е. учил ее писать и читать, играть на фортепиано, водил в театры, на выставки и концерты, читал ей свои стихи. Она была его последней радостью, помогла снова почувствовать себя молодым. Но друзья замечали, что он относился к ней, скорее как к дочери, а не как к любимой женщине. Зина тоже искреннее его любила, восторгалась его талантом, была преданной и нежной, учила его стихотворения наизусть, целовала своему покровителю руки. Сестра поэта говорила, что она была похожа на сытенькую и чистенькую горничную из богатого господского дома, смазливую балованную блондинку с ямочками на щеках. Самой большой радостью Зины были роскошные магазины на Невском. Друзья Некрасова относились к ней хорошо, семья ее не приняла.

В 1875 году поэт тяжело заболел, у него обнаружили рак кишечника, из-за этой болезни он был прикован к постели 2 года, а его жизнь превратилось в сплошное страдание. Его оперировал известный заграничный хирург, но операция не помогла. Несмотря на свое состояние, он продолжал писать стихи. Вот как описывает встречу с ним Тургенев в своем стихотворении в прозе:
«Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе… Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов – привет ли то был, упрек ли, кто знает?»

Незадолго до смерти поэт решил жениться на своей Зиночке. Он не мог дойти до храма, друзья пригласили священника в дом, установили там церковь-палатку. Вокруг аналоя поэт еле шел, сильно страдая, он был босым, в одной рубахе. Через несколько месяцев Некрасов умер.

Родственники поэта не хотели признавать брак действительным и не собирались мириться с тем, что его наследницей стала простая крестьянка. Говорили, что Некрасов завещал ей имение и имущество своей петербургской квартиры, но наивная девушка все отдала родне Некрасова, однако те все равно не хотели с ней общаться. По другой версии, она передала все свое состояние сектантам-баптистам. Зинаида переехала в Киев, потом Одессу, после перебралась в Саратов. Она жила очень бедно, и если бы не местная интеллигенция, могла бы голодать. Ей так и не смогли выхлопотать пенсию. Зинаида Николаевна жила очень замкнуто, скончалась в 1915 году, на 70-м году жизни.

Некрасов, как и все поэты, был очень влюбчивым, у него были и другие, короткие связи. И, несмотря на то, что женат он был на Зинаиде, «женщиной Некрасова» осталась Авдотья Панаева, которую он любил всю жизнь. Когда у него уже начался роман с Зиной, Некрасов ездил в Париж к Селине и жил у нее по 3-4 недели, но друзьям писал о том, что тоскует по Авдотье Яковлевне. Но главной его страстью оставалась литература. Некрасов был самым читаемым поэтом своего времени, Федор Достоевский на похоронах сказал, что он был продолжателем Пушкина и Лермонтова, а кто-то считал, что он был выше Пушкина. И даже, если это преувеличение, Николай Алексеевич занял заметное место в русской литературе.