История жизни и любви поэта и художника Данте Габриэля Россетти и его музы Лиззи Сиддал — lk-rt-ru.ru

24.07.2021 0

Жизнь творческих людей сложная и непредсказуемая. Даже, если удалось добиться всемирного признания, нет проблем с деньгами, часто их судьба драматична. Современные сериалы – ничто по сравнению с настоящей биографией знаменитых художников, где есть все – и любовь, и смерть, и измены, и большие взлеты, и болезни. Судьба была благосклонна к Данте Габриэлю Россетти. И, тем не менее, он прожил сложную жизнь.

Семья художника

Данте Габриель Россетти появился на свет 12 мая 1828 года. Его отцом был Габриэль Россетти, в 1821 году приехал из Италии, позже работал в Кингс-колледже, стал профессором, преподавал итальянский язык. Матерью была Фрэнсис Полидори, подрабатывавшая частным учителем. Отец обожал Данте Алигьери, автора «Божественной комедии», он написал аналитические комментарии к этой книге, более того, одного из сыновей назвал в честь любимого писателя. Эта страсть передалась и детям. Все они стали более-менее известными людьми, занимались творчеством.

Старшая дочь, Мария Франческа, написала книгу «Тень Данте», опубликованную в 1871 году. Она никогда не была замужем, но пережила короткий роман с Джоном Рескиным. В 46 лет решила стать англиканской монахиней, умерла в 49 лет, от рака яичника. Именно ей посвятила свою поэму «Базар гоблинов» младшая дочь из этой семьи, Кристина Джорджина.

Младшенькая была английской поэтессой, печаталась в журнале «The Germ» («Росток»). Она написала множество стихотворений и рассказов, которые взялся иллюстрировать ее брат, Данте Россетти. Прославилась Кристина Россетти благодаря поэме «Базар гоблинов». Она так и не была замужем, отказалась от жениха из-за религиозных соображений. Ее женихом был друг брата, Джеймс Коллинсон, который принял католицизм. Чтобы стать мужем Кристины, он хотел вернуться в лоно англиканской церкви, но из-за угрызений совести снова стал католиком и разорвал помолвку. Он был и одним из членов Братства прерафаэлитов, созданного Данте Габриелем, но ушел из него в 1850 году, когда художника Милле, обвинили в богохульстве. Кристина Россетти умерла от рака в возрасте 64 лет. В начале ХХ века о ее творчестве позабыли, но в 1970-ых годах его открыли заново. Кристина Россетти заняла заметное место среди поэтов викторианской эпохи.



Одним из близких друзей и соратников Данте Габриэля Россетти был его брат, английский критик и писатель Уильям Майкл, который также с детства интересовался живописью и литературой. И он публиковал свои стихи в журнале «The Germ», позже — статьи по искусству, был автором биографии известного брата, написал книгу, посвященную его картинам и поэзии. Его мемуары свидетельствуют о том, что он был знаком со многими известными людьми викторианской эпохи. Женился на художнице Люси Мэдокс Браун, умер в 89 лет.

Сам Данте Габриель тоже писал стихи, большинство из них в период между 1860-1870 годами. Первое свое произведение он сочинил еще в 5 лет, в 13 лет написал драматическую повесть, а в 15 лет начал публиковаться. Позже он не только иллюстрировал «Новую жизнь» Данте, но и перевел ее на английский язык. В 16 лет Россетти познакомился с живописью, поступив в рисовальную школу. Позже он обучался в Академии живописи Генри Сасса, а потом смог поступить в класс античной живописи при Королевской академии. Мальчик получил отличное образование, т.к. совмещал домашнее обучение и Королевский колледж. Он обожал Шекспира, Байрона, Эдгара Алана По и часто говорил, что его призвание – поэзия, но все же выбрал другой путь.

Прерафаэлиты

В начале 1850-ых годов появилось особое направление в поэзии и живописи (Англия), получившее название «прерафаэлиты». Его последователи выступали против условностей, не хотели, чтобы и дальше творческие люди слепо подражали классическим образцам. Основателями общества, оппозиционного по отношению к официальным художественным течениям, стали Данте Габриэль Россетти, которому тогда было 18 лет, и его друзья.

Они заявили, что не хотят изображать людей и природу только красивыми, а события – далекими от действительности, навязанный академизм не дает раскрыть настоящий талант художника, т.к. полон условностей. Название тоже было подобрано не случайно, оно говорило о духовном родстве с художниками эпохи раннего Возрождения, т.е. теми, кто появился «до Рафаэля». Прерафаэлиты считали, что английская живопись зашла в тупик и умирает. Ее можно возродить, если вернуться к простоте и искренности. Моделями для их полотен становились обычные люди, которых художники находили среди родственников или друзей. Например, Дева Мария, которую всегда пытались изобразить женщиной неземной красоты, у прерафаэлитов была обычной девушкой.

История братства начинается в 1848 году, когда на одной из выставок произошло знакомство студентов Холмана Ханта и Россетти. Новый приятель познакомил его и с Джоном Эвереттом Милле, юным гением, который смог поступить в Академию в 11 лет. Молодые люди подружились и поняли, что у них похожие взгляды на искусство. Появилась идея создать секретное общество. Кроме троих друзей в него вошли еще несколько художников (было всего 7 членов Братства) и младший брат Россетти, Уильям, он также учился в художественной школе, позже стал известным художественным критиком. Именно он сформулировал концепции прерафаэлизма, например, «быть искренним» или «избегать чужого влияния».



Сначала к работам прерафаэлитов относились хорошо, но некоторые картины членов Братства вызвали множество насмешек и критики из-за излишней натуралистичности. Против них выступили многие уважаемые живописцы. Их репутацию практически спас влиятельный английский историк искусства и художественный критик Джон Рёскин, который написал несколько лестных статей об этих работах, купил многие картины Габриэля Россетти и опекал Милле. Благодаря Рёскину прерафаэлитов полюбили, более того, они вошли в моду. Но через некоторое время Братство распалось. Официальной датой роспуска стал 1853 год, когда Милле решил стать членом Королевской академии художеств, после чего Россетти объявил, что круглый стол распущен.

Как мы видим, до встречи со своей музой жизнь Данте Габриэля Россетти складывалась довольно счастливо. Любящие родители, творческая семья, первые успехи в литературной деятельности, многообещающее будущее в мире искусства. Он смог найти друзей с похожими взглядами на жизнь, пользовался покровительством влиятельных людей. Что еще нужно в 20, когда кажется, что вся жизнь впереди? Наверное, только любовь. Однако именно чувства, можно сказать, разрушили его жизнь, точнее чувство вины и раскаяние, т.к. саму Лиззи Сиддал обвинить не в чем, она, скорее жертва, а не палач.