Фото: Портрет кисти Джорджа Фредерика Уоттса
Известный художник Данте Габриэля Россетти очень любил Элизабет Сиддал. Он полностью изменил ее жизнь, приобщил к искусству, давал уроки рисования. Простая швея из бедной многодетной семьи вскоре прославилась на весь мир как художница, ее лицо можно было увидеть на многих его картинах, ставших шедеврами. Но счастье ей это не принесло. Если первое время Россетти видел только свою Лиззи, рисовал ее портреты и не замечал других женщин, то позже у него появились любовницы. Связь с некоторыми из них продолжалась несколько лет.
Окончание. Часть 1
Часть 2
Другие женщины
Его очередная натурщица была из семьи кузнеца, ее настоящее имя – Сара Кокс, но ее все запомнили, как Фанни Корнфорт. Она познакомилась с художником в 1858 году, была его моделью и любимой женщиной. Когда художник женился, девушка тоже вышла замуж за механика Тимоти Хьюза, но вскоре его бросила. Фанни была рядом с Данте Габриэлем почти всю свою жизнь, но и у нее счастья в жизни было не много. Вернулась к Россетти после смерти его супруги, ухаживала за больным и отчаявшимся художником, следила за его домом, ушла от него только в 1877 году по настоянию родственников, а через 2 года снова вышла замуж за Джона Шота. Ее муж скончался в 1891 году, и Фанни продолжала жить с его родней, пока они против ее воли не отправили уже пожилую женщину в работный дом. Из-за деменции попала в психиатрическую клинику в 1907 году, где умерла через 2 года, в 74 года.
Идеалом красоты прерафаэлитов была Джейн Бёрден, которая позже стала женой художника Уильяма Морриса и какое-то время была возлюбленной Россетти. Ее отец был конюхом, а мать – бедной, неграмотной женщиной. Детство будущей натурщицы прошло в лишениях. В 1857 году она познакомилась с Габриэлем Россетти, который был поражен ее красотой и уговорил ему позировать. Она была малообразованной и должна была скорее всего стать прислугой. Но случайная встреча изменила ее судьбу. С ней познакомился друг Россетти, Моррис, влюбился в нее, сделал предложение. Девушка начала брать частные уроки, стала искусной пианисткой, заговорила на французском и итальянском языках. Ее манеры и речь так преобразились, что вскоре она смогла войти в высшее английское общество, где ее называли «царственной особой». Они стали близки с Россетти после 1869 года, Моррис была любовницей художника, но мужа так и не бросила.
Не менее интересна история Энни Миллер, которая должна была стать женой друга Россетти Уильяма Ханта. Она родилась в 1835 году, рано лишилась матери. Отец, раненный на войне, не мог заниматься воспитанием двух маленьких детей, Энни и ее сестры, и отдал их родственникам. Девочка работала с 10 лет, в 15 лет она продавала напитки в баре, где и познакомилась с Хантом. Она позировала для его картин. Художник влюбился в девушку и собирался на ней жениться, но сначала хотел съездить в Палестину. Он велел Энни заняться своим образованием и оставил список художников, которым она может позировать. Но девушка, вопреки его распоряжениям, согласилась быть натурщицей и для Россетти, а потом стала и его любовницей. В 1856 году Хант вернулся из путешествия и, узнав об их связи, поссорился с девушкой. Элизабет тоже ревновала. По слухам, она бросила все рисунки с ее изображением в Темзу. Позже находчивая Миллер встречалась и с другими мужчинами, а в 1863 году вышла замуж, родила 2 детей и умерла в 90 лет, в 1925 году.
Долгожданная свадьба и смерть
Как и любая влюбленная женщина, Элизабет Сиддал мечтала о свадьбе, но так и не дождалась предложения, хотя прожила с Россетти 10 лет. Весной 1860 года она тяжело заболела, ее семья рассказала об этом Рёскину, тот сообщил Россетти. Художник обещал жениться на Лиззи, если она поправится. И девушка выздоровела, по крайней мере, чувствовала себя лучше.
Медовый месяц они провели в Париже. Молодожены были счастливы. В одном из писем Габриэль Россетти писал, что они с женой читают биографию Сэмюэла Джонсона и хотят вернуться домой с двумя собаками, большой и маленькой. Молодая женщина чувствовала себя хорошо, казалось, ее болезнь отступила. Вскоре она поняла, что беременна и с нетерпением ждала появления ребенка. Однако будущая мать страдала от бессонницы, невралгии, у нее была и наркотическая зависимость. Не удивительно, что 2 мая 1861 года ребенок, девочка, родилась мертвой.
У Элизабет началась депрессия. Она так и не смогла оправиться после смерти ребенка. Как-то друзья застали ее у пустой колыбели, которую она покачивала, словно в ней кто-то был. Она попросила гостей не будить малыша. Россетти опять стал ей изменять, хотя друзья убеждали ее в обратном. Из-за переживаний она стала принимать еще больше лауданума.
Через какое-то время Элизабет все же стала выходить из дома. Так, поужинав у друзей, Россетти проводил супругу домой, а сам отправился на занятия в Рабочий колледж. Он пришел домой через 3 часа и увидел, что Лиззи лежит без сознания, рядом стоит пустая бутылочка от лауданума. Тут же послали за врачами. Несмотря на то, что 4 доктора пытались вернуть ее к жизни, молодая женщина умерла на другое утро, это было 11 февраля 1862 года. Говорят, что она написала предсмертную записку, но Россетти сжег ее, чтобы ее не объявили самоубийцей и не отказали в христианском погребении. Элизабет тогда было всего 32 года. Полицейские пытались выяснить правду, расспрашивали знакомых об отношениях супругов, но те дружно подтвердили, что они были счастливы. Причиной смерти признали передозировку лекарства.
Последние годы художника
После смерти Элизабет Сиддал в дом Россетти переезжает его бывшая возлюбленная Фанни Корнфорт, которая стала его домработницей и любовницей. Ее грубый акцент и необразованность шокировали друзей художника, но, тем не менее, она оставалась с ним почти до самой его смерти. Через какое-то время Фанни растолстела, и художник ласково называл ее «дорогой слоник». Также у него продолжалась связь с Джейн Моррис, которую он старался держать в секрете.
Габриэль Россетти стал замкнутым, встречался только со своими близкими друзьями, никуда не выходил. Он пристрастился к алкоголю и к хлоральгидрату (успокоительное, снотворное средство, в больших дозах обладает наркотическими свойствами). В 1872 году художник попытался покончить самоубийством, выпив целую бутылку настойки опиума. Его удалось спасти, но у Россетти появилась мания преследования, его стали называть безумным. Но, несмотря на это, он продолжал работать. В 1877 году, когда здоровье Данте Габриэля ухудшилось, родственники заставили уехать Фанни Корнфорт. С 1881 года художник страдал от галлюцинаций и приступов паралича. Его отправили на морской курорт вместе с сиделкой, где 9 апреля 1882 года он и умер, ему было всего 53 года.
У Данте Габриэля Россетти и Элизабет Сиддал было все – и талант, и возможность развиваться, и успех, признание, и любовь. Их жизнь прошла интересно. Но была ли она счастливой? Наверное, и да, и нет. Творческим, часто ранимым натурам бывает трудно приспособиться к реалиям жизни. И, хотя художника и его музы уже давно нет на свете, картины с рыжеволосой красавицей до сих пор радуют ценителей искусства. А о Братстве прерафаэлитов написано немало статей и книг, в 2009 году вышел сериал «Отчаянные романтики», где рассказывается о жизни начинающих лондонских художников середины XIX века.