Исламский календарь (мусульманский календарь) — lk-rt-ru.ru

15.07.2020 0

16 июля 622 года началось летоисчисление по исламскому лунному календарю (календарь Хиджры).

Исламский календарь — лунный календарь, применяемый мусульманами для определения дат религиозных праздничков. Летосчисление ведется от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину. Потому в мусульманских странах календарь именуют календарем Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎, ат-таквиму-л-Хиджри).

До 2016 года употреблялся также как официальный календарь в неких мусульманских странах.

День, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре. Началом месяца считается неомения, другими словами тот денек, когда серп Луны можно созидать в вечерние сумерки в первый раз опосля новолуния. Обычно неомения наступает через 1-3 денька опосля новолуния.

Длительность синодического месяца составляет в среднем примерно 29,53 суток, потому в месяце исламского календаря быть может 29 либо 30 дней. Если Луна видна на небе вечерком опосля 29-го денька, то наступающие день числятся первым деньком новейшего месяца. Если Луны не видно, то новейшие день являются 30-м деньком текущего месяца. Дополнительные деньки месяца запрещаются, не считая единственного денька, служащего для удержания новолуния поблизости 1-го числа месяца. Этот денек врубается за месяц зуль-хиджа.

Хотя дату новолуния можно высчитать очень буквально, действительную видимость полумесяца предсказать еще труднее. Это зависит от таковых причин, как погода, оптические характеристики атмосферы и географическое положение наблюдающего. Потому трудно заблаговременно предсказать, когда начнется новейший месяц. Не считая того, длительность синодического месяца быть может наиболее чем на 6 часов короче либо длиннее его среднего значения, потому неомения может наступить как деньком ранее, так и деньком позднее относительно средней ожидаемой даты начала видимости Луны.

В реальный момент есть два подхода к вопросцу определения начала месяца. В неких странах пришествие новейшего месяца определяют по фактической видимости юный Луны. Наблюдение лунного серпа должны заверить как минимум два заслуживающих доверия мусульманина. Но в большинстве исламских государств пользуются астрономическими правилами, которые разрешают высчитать пришествие неомении заблаговременно. В различных странах употребляются различные правила. Из-за отсутствия общих правил сочетание значений числа, месяца и года {само по себе} не является конкретным указанием на определенный денек. Потому для устранения неоднозначности требуется также указывать и денек недельки.

Год в исламском календаре состоит из 12 месяцев и содержит 354 либо 355 дней. В различных странах употребляют разные циклы чередования обыденных (содержащих 354 денька) и високосных (355 дней) лет. Необходимость введения високосных лет разъясняется тем, что продолжительность 12 синодических месяцев не равна в точности 354 денькам. «Арабский цикл» состоит из 30 лет: 19 обыденных по 354 денька и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. «Турецкий цикл» состоит из 8 лет. Високосные годы 2, 5, 7. Доп денек добавляется к крайнему месяцу.

Потому что длительность года исламского календаря на 10 либо 11 дней меньше солнечного года, его месяцы достаточно стремительно смещаются относительно сезонов. К примеру, те месяцы которые в некое время приходятся на лето, через некое время будут приходиться на зиму и напротив.

Месяцы исламского календаря

1. Мухаррам — (араб. محـرّم‎) — 1-ый месяц лунного календаря. В арабском языке слово «мухаррам» значит также «запрещенный», «нелегальный». В этот месяц года не разрешалось вести военные деяния и походы.

2. Сафар — (صفـر‎) — «желтоватый». По одной из версий, это заглавие осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают.

3. Раби́’у ль-авваль — (ربـيع الأول‎) — 3-ий месяц лунного календаря. Хотя в современном арабском «раби» значит весну, в древности так называлась осень. Этот месяц также был осенним.

4. Раби́’у с-сани — (ربـيع الآخر‎ либо ربـيع الـثاني‎) — «2-ой Раби».

5. Джумада аль-уля — (جمادى الأولى‎) — 5-ый месяц лунного календаря. Слово «джумада» происходит в арабском языке от такого же корня, что и глагол «застывать, леденеть». Это был зимний месяц.

6. Джума́да аль-ахира (جمادى الآخرة‎), либо Джума́да ас-са́ни (جمادى الـثاني‎) — Слово «ахира» значит «крайний».

7. Раджаб — (رجب‎) — седьмой месяц лунного календаря. Слово «раджаб» в арабском языке имеет этот же корень, что и глагол «страшиться». Раджаб — месяц воздержания от походов и военных действий.

8. Ша’ба́н — (شعـبان‎) — от глагола «делиться». В этот месяц племена отчаливали в походы.

9. Рамада́н (тюрк. рамазаан) — (رمضان‎) — от глагола «быть раскаленным». В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность.

10. Шавва́ль — (شوّال‎) — от глагола «сниматься с места». Шавваль — месяц кочевий.

11. Зуль-ка’да — (ذو الـقـعـدة‎) — от глагола «посиживать, находится на месте». Зуль-Каада — месяц стоянок.

12. Зуль-хиджа — (ذو الحجة‎) — от глагола «совершать паломничество».

В различных источниках транслитерация заглавий месяцев исламского календаря на российский язык может различаться.

Запрещенные месяцы (араб. الأشهر الحرم‎) — месяцы исламского календаря, в которые в доисламские времена недозволено было убивать, вести войны и охотиться вокруг Каабы. Таковых месяцев четыре: зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб. Запрещенные месяцы в исламе числятся священными.

Предпосылкой запрета было рвение обезопасить паломников, прибывавших к Каабе и обеспечивавших высшую торговлю и огромные прибыли. В случае неизбежности войны, арабы-язычники отодвигали «запрещенный» месяц вспять либо вперед и расслабленно воевали. В 1-ые годы истории ислама мусульмане также придерживались этого запрета. Но, во 2-м году опосля хиджры (переселения в Медину) в конце месяца раджаб, посланный в Нахлю разведывательный отряд мусульман нарушил запрет и напал на караван мекканцев. В сражении с мусульманами был убит Амр ибн аль-Хадрами, а двое остальных его спутников были пленены. Мекканские язычники обвинили мусульман в нарушении принятых законов, но спустя некое время Аллах ниспослал пророку Мухаммеду 217 аят суры Аль-Бакара, дозволяющий биться в запрещенный месяц.

Исламские правоведы (факихи) считают, что недозволено первыми начинать военные деяния во время запрещенных месяцев, но разрешено продолжать и завершать их, если они начались в другое время. Запрет не касается варианта, когда неприятель вторгся на местность страны с целью злости.

Деньки недельки исламского календаря

Воскресенье (الأحد) — аль-Ахад — 1-ый;

Пн (الإثنين) — аль-Иснейн — 2-ой Денек предпочтительного поста;

Вторник (الثلاثاء) — ас-Суляса́’ — 3-ий;

Среда (الأربعاء) — аль-Арбиа́’ — 4-ый;

Четверг (الخميس) — аль-Хами́с — 5-ый Денек предпочтительного поста;

Пятница (الجمعة) — аль-Джум’а — собрание (Денек неотклонимой коллективной молитвы мусульман. В исламских странах этот денек является выходным);

Суббота (السبت) — ас-Сабт — отдых;

Приближенный перевод дат с исламского календаря на григорианский осуществляется по последующей формуле:

Г = И + 622 − [И / 33]

где Г — григорианский календарь, И — исламский календарь, квадратные скобки означают, что берется целая часть личного.