Денек Казанской иконы Божией Мамы (обретение) — lk-rt-ru.ru

20.07.2020 0

21 июля в православном мире отмечается обретение Казанской иконы Божией Мамы. Казанская летняя.

Казанская икона Божией Мамы — почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Российской православной церкви.

Денек Казанской иконы Божией Мамы отмечают два раза в году — летняя Казанская 21 июля (обретение), осенняя — 4 ноября (в честь избавления Москвы).

Обретение иконы Казанской Божией Мамы

Согласно данным современника событий патриарха Гермоген (в то время — священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), опосля пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть городка, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:

«Яви убо для себя Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо вида собственного Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи либо богату, ниже мудру старцу: но яви своё добросовестное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, дивный собственный образъ, нѣкоего супруга от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, этого дщи юнна, 10 лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И опосля убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Мамы. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, чтобы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера добросовестное сокровище, чюдную икону Богородицыну».

В обозначенном месте на глубине около метра вправду была найдена икона. Денек явления Казанской иконы — 8 июля 1579 года — сейчас каждогодний общецерковный праздничек в Российской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

До 1630-х годов икона почиталась местно, в Казанской епархии, хотя ещё в 1579 году перечень с Казанской иконы был выслан в Москву царю Ивану IV Суровому.

В 1594 году митрополит Казанский Гермоген составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления вида, иже в Казани». Согласно этому источнику, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

С чудотворной иконы делали копии.

В 1657 году патриарх Никон преподнёс Маркову мужскому монастырю в Витебске его главную по сей денек святыню — перечень Казанской иконы Божией Мамы. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.

При Петре I, в 1721 году, один из списков чудотворной иконы из Москвы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года — в Казанском соборе, построенном на её месте.

Казанская икона Божией Мамы (Санкт-Петербургский перечень)

Остальные местночтимые списки иконы — Вязниковская (год обретения 1624), Нижнеломовская (1643), Тобольская (1661), Тамбовская (1695), Высочиновская (XVIII век), Вышенская (1812). Празднование в честь Казанской иконы и всех упомянутых её списков установлено 21 (8) июля (Казанская летняя).

Как отмечается Казанская летняя

По традиции в этот денек встарь делался 1-ый «зажин» ржи. Чтоб жатва была обильной, жница, нажав 1-ый сноп, гласила: «Стань, мой сноп, на тыщу коп!». В осеннюю пору первым сжатым снопом, который вносили в дом, выгоняли мух и тараканов: «1-ый сноп в дом, а клопы и тараканы — вон!», «Мухи, гады, вон! Идёт владелец в дом!».

Яичка, хлеб, соль берут с собой на зажинки. Всем миром нажнут бабку — девять снопов поставят — и садятся за трапезу. Едят прямо на жнивной полосе.

Вологодские жницы, приступая к жатве и опоясавшись первыми срезанными колосьями, произносили собственного рода заклинание: «Как былинка гнется и не ломится, так бы у рабы Божией (имярек) спинка гнулася и не ломалася и не утомлялась. Во веки веков, аминь!».

Если в текущем году в семье был мертвец, то 1-ый снопок, срезанный при зажине, не вносили в дом, а кидали его прямо в поле, «каб мыши i птушкi памянули нябожчыка».

Давно Денек летней Казанской почитался огромным праздничком, более торжественно и обширно его отмечали в тех деревнях, где Казанская была престольным праздничком. Сюда съезжались гости, молодёжь устраивала гулянья некоторое количество дней.

В Белоруссии на Случщине на «Казанскую» не работали: «Калі хто паробіць, так нешта і зробіцца — маланка ў стог ударыць».

На Украине на зажин хозяйка брала с собой хлеб-соль и громичную свечу. Нажав серпом 1-ый сноп хлеба, несла его домой и ставила его в красноватый угол под видами, в остальных местностях — в сарае, где он стоял до конца молотьбы. Позднее этот сноп обмолачивали раздельно и зерно из него святили в церкви, а перед севом соединяли их с семенами.

Если поспевало жито — в этот денек начинали жатву.

Если на Казанскую черника поспевает, то поспела и рожь.

Прокопий жнец, Прокопий жатвенник — зажинают рожь.

Если Казанская неделька без дождика, то Ильинская неделька с дождём.

В этот денек принято играться женитьбы и венчаться. Приветствуется посещение церкви и молитвы иконе Казанской Богоматери. Ведь молитвы у покровительницы семьи и мудрости считают судьбоносными.

Дамы отыскивают у Казанской заступничества. В этот денек нередко венчаются, играют женитьбы. Икону Казанской жены держат во время венчания в церкви, чтоб брак был счастливым и долгим. У иконы молятся о счастливой домашней жизни, о детях, исцелении от заболеваний и защите от пожаров.