Редакторки, авторки, дизайнерки и админки заполнили рабочие и личные чаты, однако находятся люди, которых невероятно раздражает это, на первый взгляд, «обновление» в языке. И дело совсем не в том, что мы противимся всему новому, нет, причины куда глубже. Мы постарались разобраться в этой теме.
Откуда взялись эти феминитивы
С лингвистической точки зрения, феминитивы — существительные женского рода, часто — парные мужским — обозначающие гражданство, национальность, профессию и т. д. Так что на этом этапе мы разбиваем миф о том, что феминитивы — порождение фем-движения. И все же большинство ассоциирует данное явление в языке именно с активистами в борьбе за женские права. Во всяком случае, последние их активно используют и настаивают, чтобы название их рода деятельности непременно носило гендерную окраску. Некоторые представители фем-движения на полном серьезе считают, что применение к женщине названия профессии в мужском роде равно обесцениванию ее труда. Согласиться с этим сложно.
В любом случае, обсуждения о необходимости феминитивов там, где без них можно обойтись, ведутся безостановочно, причем иногда в крайне агрессивной форме.
Почему использование мужского рода не может нанести вреда женщине как профессионалу
Мужской род не идентичен маскулинности
Как утверждают ведущие лингвисты, мужской род восходит к концепту активности, а не маскулинности, которую так любят привести в пример приверженцы фем-движения. Связи с полом тут нет практически никакой, так как при зарождении данного концепта никто не подразумевал превосходство одного пола над другим. В каком-то смысле лидерство мужского пола в грамматиках различных языков можно назвать случайностью.
за спорами в Сети можно наблюдать бесконечноФото: www.unsplash.com
Мужской род не умаляет женских достижений
Когда мы слышим «я авторка» или «я редакторка», мы неосознанно понимаем, что женщина делает акцент, в первую очередь, на своей половой принадлежности, а уже потом обращает наше внимание на род своей деятельности. Как бы нас не убеждали в обратном представители радикального фем-движения, наш мозг видит ситуацию именно под таким углом, мы ничего не можем с этим сделать, так как языковые формы всегда отражают социальные изменения, которые мы не можем игнорировать.
Язык всегда меняется, но не всегда положительно
Многие пользователи Сети просто обожают использовать аргумент — «язык пластичен, а значит, я могу говорить и писать как хочется мне». Нет, это так не работает. Язык меняется по лингвистическим законам, но никак не общественным. Невозможно заставить всю Сеть назвать вас «редакторкой», если в действительности это совсем не обязательно. Тем самым вы лишь вызовете праведный гнев ценителей языка, да и тратить силы на убеждения человека в своей правоте — дело неблагодарное.
Так что нас действительно раздражает
Нет, даже не феминитивы. Нас раздражает настойчивость других людей, которые не терпят возражений и пытаются всеми силами навязать свое видение мира, которое не всегда имеет что-то общее с реальным положением дел. Важно понять, что феминитивы феминитивам рознь, и намеренное искажение слов с добавлением неестественных суффиксов вызывает лишь недоумение и вопросы со стороны — а что, собственно, вы хотите донести до окружающих? Если вы — настоящий специалист в своем деле, стоит сделать акцент именно на своих профессиональных качествах, а не зацикливаться на том, чтобы время от времени поправлять тех, кто, не дай бог, забудет, что вы не редактор, а… редакторка.